Пешеходные улицы существуют во многих городах мира. Одни изначально закладывались как прогулочные, другие создавали искусственно, запрещая проезд машин.
Но недостаточно только закрыть движение транспорта и благоустроить улицу, чтобы создать комфортное и безопасное пространство для пешеходов. Эксперты утверждают, что самое привлекательное в улицах без транспорта — возможность провести какое-то время без длительного напряжения, в котором обычно пребывают жители мегаполисов. Здесь можно гулять, неспешно посещать магазинчики, перекусить в кафе, купить сувениры или другие мелочи, если вы турист. Эта территория вневозрастная, здесь достаточно хорошо и молодым людям, и пожилым, и мамам с ребятишками.
Пешеходные улицы часто становятся местом сосредоточения креативных и творческих горожан: музыкантов, артистов, художников.
Городской ритм порой не оставляет времени и возможности спокойно прогуляться, общаться, выпить кофе. Создание пешеходных зон может в этом помочь. Во многих городах мира они становятся любимым местом горожан и туристов, визитной карточкой. Примеров масса. Ванфуцзин в Пекине, Строгет в Копенгагене, Трафальгарская площадь в Лондоне, Дроттнинггатан в Стокгольме, Арбат в Москве.
В Бишкекглавархитектуре отметили, что изучают, где же можно устроить такую территорию. Рассматривают несколько вариантов, в частности, отрезки улиц Киевской и Орозбекова.
Журналист ИА «24.kg» решил узнать, как обустраивались пешеходные улицы в пяти городах, которые мы хорошо знаем.
Ташкентский «Бродвей»
Пешеходная улица Сайилгох в Ташкенте соединяет площади Амира Тимура и Мустакиллик. Ее название можно перевести с узбекского как «променад». Местные жители называют ее «Бродвей». Это популярное место прогулок.
Пешеходной она стала еще в конце 80-х годов XX века и превратилась в своеобразную Мекку для ташкентских художников, которые выставляли там свои работы.
В мае 2018 года в столице Узбекистана появилась еще одна пешеходная зона, расположенная перпендикулярно местному «Бродвею», — улица Зеравшан, которую давно облюбовали артисты и музыканты.
Казахские «Арбаты»
В Алматы пешеходная улица Жибек Жолы, известная как «Арбат», появилась, как и в Ташкенте, в 1980-х. Недавно закрытой для транспорта стала еще и улица Панфилова. Хотя ее перевоплощение понравилось не всем. Например, известный российский блогер Илья Варламов отметил, что минус алматинского бульвара — в небольшом количестве различных магазинов, кафе и других объектов, привлекающих внимание людей.
Свой «Арбат» появился в прошлом году и в Астане. Пешеходная улица, где собираются музыканты, художники и ремесленники, открылась возле памятника хану Кенесары. Она тянется вдоль набережной реки Есиль (Ишим). Открытие новой столичной достопримечательности приурочили к Международной выставке ЭКСПО-2017.
Вдоль бульвара построен по проектам известных казахстанских и зарубежных архитекторов ряд красивых архитектурных объектов, в том числе и символ города — Байтерек.
Минск. Верность традициям
В столице Беларуси Минске в историческом центре на днях появились первые пешеходные улицы: отрезки Комсомольской и расположенной рядом Революционной. Однако новшество пришлось по душе не всем. Активисты написали петицию, где высказали претензии по поводу внешнего вида улицы и нецелесообразной траты средств на реконструкцию. В частности, они интересуются, была ли необходимость в приобретении гранитных цветочниц на общую сумму $100 тысяч ($1,4 тысячи каждая).
От «Свободы» к «Республике»
В армянской столице тоже есть место, где можно гулять и не опасаться попасть под колеса. В Ереване Северный проспект соединяет площадь Свободы с площадью Республики. На проспекте расположено множество элитных жилых домов, офисов, магазинов, ресторанов.
Как отмечают туристы, здесь можно почувствовать армянский дух.
Как дров не наломать
Кажется, что пешеходную зону организовать несложно, стоит лишь запретить по ней движение транспорта. Но ведь, кроме этого, надо создать там особую атмосферу, сделать так, чтобы она полюбилась и туристам, и жителям города, чтобы людям разных возрастов там было интересно и комфортно. В Бишкекглавархитектуре отмечают, что изучают опыт других стран по устройству подобных зон. Мы тоже.Проекты общественного пространства специалисты планируют обсудить с горожанами и неправительственными организациями. И не факт, что идею встретят на ура. К возможности появления улиц без автомобилей бишкекчане отнеслись неоднозначно. Особенно жители центра города. Они резонно интересуются, как им добираться до своих квартир, если дороги закроют для транспорта, как проедут на вызов скорая, пожарная машина или свадебный кадиллак.