12:00, 07 июля 2018, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Пешеходные улицы существуют во многих городах мира. Одни изначально закладывались как прогулочные, другие создавали искусственно, запрещая проезд машин.
Но недостаточно только закрыть движение транспорта и благоустроить улицу, чтобы создать комфортное и безопасное пространство для пешеходов. Эксперты утверждают, что самое привлекательное в улицах без транспорта — возможность провести какое-то время без длительного напряжения, в котором обычно пребывают жители мегаполисов. Здесь можно гулять, неспешно посещать магазинчики, перекусить в кафе, купить сувениры или другие мелочи, если вы турист. Эта территория вневозрастная, здесь достаточно хорошо и молодым людям, и пожилым, и мамам с ребятишками.
Пешеходные улицы часто становятся местом сосредоточения креативных и творческих горожан: музыкантов, артистов, художников.
Городской ритм порой не оставляет времени и возможности спокойно прогуляться, общаться, выпить кофе. Создание пешеходных зон может в этом помочь. Во многих городах мира они становятся любимым местом горожан и туристов, визитной карточкой. Примеров масса. Ванфуцзин в Пекине, Строгет в Копенгагене, Трафальгарская площадь в Лондоне, Дроттнинггатан в Стокгольме, Арбат в Москве.
В Бишкекглавархитектуре отметили, что изучают, где же можно устроить такую территорию. Рассматривают несколько вариантов, в частности, отрезки улиц Киевской и Орозбекова.
Журналист ИА «24.kg» решил узнать, как обустраивались пешеходные улицы в пяти городах, которые мы хорошо знаем.
Пешеходная улица Сайилгох в Ташкенте соединяет площади Амира Тимура и Мустакиллик. Ее название можно перевести с узбекского как «променад». Местные жители называют ее «Бродвей». Это популярное место прогулок.
Пешеходной она стала еще в конце 80-х годов XX века и превратилась в своеобразную Мекку для ташкентских художников, которые выставляли там свои работы.
В мае 2018 года в столице Узбекистана появилась еще одна пешеходная зона, расположенная перпендикулярно местному «Бродвею», — улица Зеравшан, которую давно облюбовали артисты и музыканты.
Кроме того, на некоторых улицах южной столицы сузили проезжую часть, увеличив пешеходную или создав велодорожки. Как на улице Байтурсынова.
Свой «Арбат» появился в прошлом году и в Астане. Пешеходная улица, где собираются музыканты, художники и ремесленники, открылась возле памятника хану Кенесары. Она тянется вдоль набережной реки Есиль (Ишим). Открытие новой столичной достопримечательности приурочили к Международной выставке ЭКСПО-2017.
Это не первая пешеходная улица Астаны. Наиболее известен горожанам и туристам бульвар Нуржол, спроектированный, как и генеральный план новой части города, известным архитектором Кисе Курокавой. Он тянется от резиденции президента «Ак-Орда» до торгового центра «Хан-Шатыр». Пешеходная зона с аллеями, клумбами, газонами, деревьями, скамейками, фонтанами, малыми архитектурными формами располагается в верхней части.
Вдоль бульвара построен по проектам известных казахстанских и зарубежных архитекторов ряд красивых архитектурных объектов, в том числе и символ города — Байтерек.
Первая попытка создать зону, закрытую для автомобилей, предпринималась в Минске в 2012 году. По выходным движение перекрывали на улице Карла Маркса, там выступали музыканты, народные умельцы продавали сувениры, а горожане наслаждались концертами и прогулкой. Однако сделать улицу полностью прогулочной так и не получилось.
Как отмечают туристы, здесь можно почувствовать армянский дух.
В официальных источниках указывается, что план улицы разработал известный архитектор Таманян еще в начале XX столетия. Однако тогда его не суждено было воплотить в жизнь. Вспомнили о проекте уже в конце века. Работы по застройке начались осенью 2001 года и завершились в 2007-м.
Проекты общественного пространства специалисты планируют обсудить с горожанами и неправительственными организациями. И не факт, что идею встретят на ура. К возможности появления улиц без автомобилей бишкекчане отнеслись неоднозначно. Особенно жители центра города. Они резонно интересуются, как им добираться до своих квартир, если дороги закроют для транспорта, как проедут на вызов скорая, пожарная машина или свадебный кадиллак.