14:00, 11 мая 2018, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО
Кыргызстанец Союзбек Салиев вписал свое имя в историю как первый выходец из Центральной Азии и тюркоязычных государств, совершивший кругосветку на одномоторном самолете. Его путешествие завершилось в октябре 2016 года, но лишь недавно получило международное признание. С чем связана задержка и какие воспоминания остались у смелого летчика от исторического события, он рассказал ИА «24.kg».
В свое время Союзбек Салиев был профессиональным пилотом: управлял самолетами Як-40 и KingAir 350. Однажды захотел облететь вокруг света. От появления до реализации идеи прошло более 10 лет. Еще полтора года заняла проверка путешествия. И вот на днях в китайском Шэньчжоу Салиеву вручили сертификат кругосветчика.
— Союзбек Сатыбалдиевич, в Сети есть сайты, демонстрирующие в реальном времени перемещения почти всех самолетов мира. Почему же ваш полет так долго проверяли?
— Этим занимался международный клуб, доверяющий официальным документам. Он рассылает запросы по аэропортам, действительно ли тот или иной пилот был там, и ждет подтверждения.
По статистике, с 1924 года земной шар на одномоторных самолетах обогнули лишь 230 человек. Это даже меньше числа людей, летавших в космос! Это еще одно подтверждение, насколько безумна эта идея.
— Кто входит в этот клуб?
— Элита малой авиации всего мира — такие же кругосветчики. Быть наравне и рядом с ними, представлять свою страну — для меня большая честь.
Отныне никто не может оспорить факт, что мы с моим штурманом литовцем Йонасом Жукнусом на самом деле облетели вокруг света на одномоторном самолете. В Центральной Азии я по сей день — единственный обладатель этого достижения.
— Ваш штурман тоже ездил в Китай?
— Не смог. Но поздравил меня. Мы поддерживаем связь.
— Свежа ли в памяти кругосветка?
— Конечно. Помню стресс, который испытывал и с которым боролся. Ведь в полете не знаешь, что тебя ждет. Были проблемы со сном: чувство опасности не давало расслабиться.
— За время полета оно не притупилось?
— Над сушей чуть-чуть притуплялось, а над водой ощущения другие.
Есть люди, которые не торопятся и не рискуют, выжидают идеальную погоду и отдыхают в пути. Они могут лететь вокруг Земли более 200 дней. А тем, кто стремится к рекорду, порой хватает и двух недель.
Все летают через север, потому что там меньше воды и, соответственно, безопаснее. А мы хотели пролететь по такому маршруту, где еще никто не пробовал. И выбрали «Великий круг», пролегающий в основном над океанами. Преодолели его за 58 дней, совершив 13 посадок и посетив 12 стран.
— Какой момент был самым тяжелым?
— Над Африкой попали в бурю и фильтры самолета забило песком. Еле дотянули до аэродрома.
Ближе к концу путешествия, подлетая к Филиппинам, заметили зарождающийся тайфун. У него было два «глаза». Первый мы прошли без особых проблем и даже использовали силу ветра для экономии топлива. А второй проскочить не успели — он сместился к нашему маршруту быстрее, чем ожидали. Нас закинуло внутрь и стало швырять по сторонам. Могли разбиться в любой момент. Я подумал: «Это самый конец Тихого океана. Будет обидно остаться здесь, преодолев такое расстояние».
Последовали советам знакомого пилота из Океании: нырнули к воде, где можно было лететь, ориентируясь по волнам, выровняли самолет и вырвались из опасной зоны.
Маленький самолет очень зависим от погодных условий. На нем нельзя подняться на 10 тысяч метров, как на «Боинге», и не обращать внимания на происходящее внизу. Летишь на высоте три тысячи метров и должен учитывать ветер.
Самолет у меня хороший, не подвел.
— Вас везде тепло встречали?
— В Нигерии нас арестовали. Потом разобрались и отпустили. А так во всем мире простой народ доброжелательный и гостеприимный. Многие нам в пути помогли.
— Где понравилось больше всего?
— В Полинезии. Баунти и Таити — райские острова. Люди там избавлены от необходимости покупать зимнюю одежду. Круглый год ходят в футболках и шортах.
— У вас было время для знакомства с бытом аборигенов?
— Немного. В основном были заняты подготовкой самолета, изучением прогнозов погоды и расчетами маршрута. Тем не менее в некоторых странах остались хорошие знакомые. Переписываемся с чилийцами, филиппинцами и полинезийцами.
— После кругосветки жизнь как-то изменилась?
— Стал спокойнее. Начал философски относиться ко всему и ценить то, что имею. Например, общение с семьей.
— Не жалели, что решились на тот перелет?
— Никогда. Считаю, раз в жизни человек должен попробовать совершить такой отчаянный поступок.
Чтобы решиться на такое, надо иметь трезвый ум, холодный расчет и в то же время большую страсть к авиации, путешествиям и риску.
— Планируете новые путешествия?
— Планов много, но нет спонсоров. Их и в тот раз было тяжко искать. Впрочем, не исключаю, что в будущем вновь куда-то отправлюсь.
— В последнее время в Интернете многие доказывают, что Земля не круглая, а плоская. Что бы вы им сказали?
— Я лично убедился: Земля круглая.
С одной стороны, она маленькая (если я смог ее обогнуть), с другой — большая. Видел много незаселенных островов и территорий. Удивляюсь, зачем люди воюют, когда можно спокойно жить и процветать.