09:56, 11 апреля 2018, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Не секрет, как некоторые студенты получают в Кыргызстане дипломы. А потому время от времени появляются инициативы о сокращении коррупции в университетских стенах.
Одна из последних идей — внедрить независимую оценку знаний (тестирование) выпускников высших учебных заведений и практический экзамен, который бы принимала ассоциация предпринимателей.
В случае если уровень результатов тестирования более половины выпускников окажется ниже порогового, то лицензию на данную образовательную программу предлагают отзывать.
«Но мы должны дать ему возможность пересдать экзамен через год. За это время студент может либо отучиться еще один год, либо подготовиться самостоятельно. Если же он и через год не сможет сдать тест, тогда нужен ли нам вообще такой специалист? Наверное, он должен заново учиться», — пояснила нардеп ИА «24.kg».Самый часто задаваемый вопрос: что будет, если выпускник провалит итоговый тест? Он не получит диплом
Депутат парламента, инициатор законопроекта Алтынай Омурбекова
«Это касается не только медиков, но и всех. Нужны ли нам некомпетентные специалисты? Своим законопроектом мы не преследуем цель закрыть вузы. Но мне хочется, чтобы университеты, особенно государственные, которые получают поддержку, гнались не за контрактными местами, а несли ответственность за качество образования. Сегодня самая большая проблема — отсутствие этой ответственности», — добавила Алтынай Омурбекова.
Ежегодно вузы выпускают около 40 тысяч молодых специалистов. Всего в 52 частных и государственных вузах около 200 тысяч студентов.
Оказалось, что по задумке инициаторов тест не единый, для каждого направления будет свой. Всего же направлений около 200. Разрабатывать задания будут на основе государственных образовательных стандартов, а проводить — негосударственная коммерческая организация, выбранная на основе тендера.
Впрочем, Алтынай Омурбекова признает: «Ряд опасений есть, поскольку нет единых госстандартов. Каждый вуз определяет для себя стандарт, по нему и учит. Но в любом случае мы должны к этому прийти. Если мы выпускаем экономиста, то должны знать, каким уровнем компетенции он должен обладать. А то получается, что вузы готовят по-разному, только одно общее название «экономист», а обладают ли выпускники вузов нужной компетенцией, никто не проверяет. Все сдают успешно экзамены, потому что вузы сами обучают и сами же принимают экзамены, нет инструментария для оценки», — считает она.
Учитывая, что 85 процентов студентов — контрактники, все заглядывают им в рот. Будь студент даже двоечником, его не отчисляют. И на выходе за качество образования никто не несет ответственности — ни вуз, ни студент, а страдают получатели услуг.
Алтынай Омурбекова
«Законопроект не решит проблему трудоустройства. Наше образование оторвано от практики. Нет заказа предприятий на подготовку необходимых кадров. Может, стоит повысить престиж специальных технических учреждений? Общее же тестирование не решит проблем», — согласилась с ней Альфия Самигуллина.
Противники законопроекта уверены: документ усложнит выпуск студентов, но качества не даст.
Сами же старшекурсники, которые добросовестно посещают лекции, считают тест бесполезным. «Мы учимся не ради диплома, а ради знаний. А тесты никаких знаний не дают. Если сдадим госэкзамены, сдадим и независимые тесты. Правда, дополнительное время потратим», — говорят они.
А в вузах с критикой пока особо не соглашаются, отмечая свою индивидуальность и плодотворное сотрудничество с центрами карьеры и практики, представители которых участвуют в госаттестации и подбирают себе кадры.
Правительство Кыргызстана, кстати, вынесло официальное заключение на законопроект. В кабмине считают инициативу преждевременной.