Выпускники вузов могут остаться без дипломов

09:56, 11 апреля 2018, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

Не секрет, как некоторые студенты получают в Кыргызстане дипломы. А потому время от времени появляются инициативы о сокращении коррупции в университетских стенах.

Одна из последних идей — внедрить независимую оценку знаний (тестирование) выпускников высших учебных заведений и практический экзамен, который бы принимала ассоциация предпринимателей.

Лишить лицензии

Законопроект обсуждается второй год, и только недавно документ поступил на рассмотрение Жогорку Кенеша.

В случае если уровень результатов тестирования более половины выпускников окажется ниже порогового, то лицензию на данную образовательную программу предлагают отзывать.

Самый часто задаваемый вопрос: что будет, если выпускник провалит итоговый тест? Он не получит диплом

Депутат парламента, инициатор законопроекта Алтынай Омурбекова
«Но мы должны дать ему возможность пересдать экзамен через год. За это время студент может либо отучиться еще один год, либо подготовиться самостоятельно. Если же он и через год не сможет сдать тест, тогда нужен ли нам вообще такой специалист? Наверное, он должен заново учиться», — пояснила нардеп ИА «24.kg».

Вузов много, а результатов...

«Есть случаи, когда студенты практически не посещают занятия, а потом успешно сдают госэкзамены. Не дай бог такой студент станет врачом, а потом кого-нибудь будет лечить. Лично я не хотела бы лечиться у врача, который «разводил» сессии в вузе», — опасается Алтынай Омурбекова.

«Это касается не только медиков, но и всех. Нужны ли нам некомпетентные специалисты? Своим законопроектом мы не преследуем цель закрыть вузы. Но мне хочется, чтобы университеты, особенно государственные, которые получают поддержку, гнались не за контрактными местами, а несли ответственность за качество образования. Сегодня самая большая проблема — отсутствие этой ответственности», — добавила Алтынай Омурбекова.

Ежегодно вузы выпускают около 40 тысяч молодых специалистов. Всего в 52 частных и государственных вузах около 200 тысяч студентов.

При этом ни один национальный вуз не отмечен в международных рейтингах. Независимая же оценка, по мнению инициатора законопроекта, позволит составить рейтинг вузов.

За и против

Депутат Альфия Самигуллина не понимает механизма, как выпускники вузов будут сдавать тест. «В школе понятно — везде идет фундаментальное базовое образование, одни и те же предметы. А в вузах направленность разная. Как выпускник мединститута будет сдавать базовое тестирование наравне с выпускником политехнического или национального? Как может быть единое тестирование?» — задалась вопросами народная избранница.

Оказалось, что по задумке инициаторов тест не единый, для каждого направления будет свой. Всего же направлений около 200. Разрабатывать задания будут на основе государственных образовательных стандартов, а проводить — негосударственная коммерческая организация, выбранная на основе тендера.

Впрочем, Алтынай Омурбекова признает: «Ряд опасений есть, поскольку нет единых госстандартов. Каждый вуз определяет для себя стандарт, по нему и учит. Но в любом случае мы должны к этому прийти. Если мы выпускаем экономиста, то должны знать, каким уровнем компетенции он должен обладать. А то получается, что вузы готовят по-разному, только одно общее название «экономист», а обладают ли выпускники вузов нужной компетенцией, никто не проверяет. Все сдают успешно экзамены, потому что вузы сами обучают и сами же принимают экзамены, нет инструментария для оценки», — считает она.

Учитывая, что 85 процентов студентов — контрактники, все заглядывают им в рот. Будь студент даже двоечником, его не отчисляют. И на выходе за качество образования никто не несет ответственности — ни вуз, ни студент, а страдают получатели услуг.

Алтынай Омурбекова

Когда рынок оторван от образования

«Проблема в чем? У нас очень слабый рынок труда. Огромное количество вузов выпускает молодых специалистов, которым абсолютно некуда трудоустроиться. И пока не будет развит рынок труда, то и качество образования будет тормозиться, — считает депутат Евгения Строкова. — Кроме того, нет определенного отбора. Если ты не поступил в этот вуз, поступишь в другой. Так тоже снижается качество. А то, что коррупция захлестнула образование, в том числе и высшее, ни для кого не секрет».

«Законопроект не решит проблему трудоустройства. Наше образование оторвано от практики. Нет заказа предприятий на подготовку необходимых кадров. Может, стоит повысить престиж специальных технических учреждений? Общее же тестирование не решит проблем», — согласилась с ней Альфия Самигуллина.

Противники законопроекта уверены: документ усложнит выпуск студентов, но качества не даст.

Сами же старшекурсники, которые добросовестно посещают лекции, считают тест бесполезным. «Мы учимся не ради диплома, а ради знаний. А тесты никаких знаний не дают. Если сдадим госэкзамены, сдадим и независимые тесты. Правда, дополнительное время потратим», — говорят они.

А в вузах с критикой пока особо не соглашаются, отмечая свою индивидуальность и плодотворное сотрудничество с центрами карьеры и практики, представители которых участвуют в госаттестации и подбирают себе кадры.

Правительство Кыргызстана, кстати, вынесло официальное заключение на законопроект. В кабмине считают инициативу преждевременной.

Алтынай Омурбекова же уверена, что со временем, через 5-10 лет, те или иные вузы не пройдут аккредитацию из-за несоответствия критериям: «Сегодня мы должны говорить о качестве образования. Нужен ли нам 31 государственный вуз, выпускники которых не могут даже найти работу? В результате мы становимся экспортерами дешевой рабочей силы в соседние страны...»