03:21
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95

Бишкекские парковки. Как делать деньги на ровном месте

Хотите иметь бизнес? Надо организовать парковку на муниципальной дороге. Поставил знак — и собирай деньги. Минимум вложений — максимум выгоды.

Обещанного три года ждут?

В январе 2016 года мэрия Бишкека громко заявила о первом конкурсе на организацию платных парковок — на улице Шопокова (на отрезке от Московской до проспекта Жибек Жолу).

Выиграл его предприниматель Сергей Попов, предоставивший «наилучший эскизный проект и приемлемую цену за аренду».

«Аренда муниципальной земли ему обойдется в 2 миллиона 350 тысяч сомов в год. Система будет полностью автоматизирована, предприниматель сам установит паркоматы. Парковочные места, а их 350-400, организуют по согласованию с ДПС. Цены победитель конкурса установит сам, но они будут зависеть от рынка», — поясняли в мэрии.

Год прошел, на исходе второй. Паркоматов нет до сих пор. Единственное, что сделал предприниматель, — разметку, ограничив парковочные места и установил таблички с предупреждениями о том, что никакой ответственности в случае чего он не несет. Парковщики работают практически по старинке: поджидают автовладельца и сразу требуют с него ни много ни мало 40 сомов. И не важно, что первые 15 минут обещают бесплатное место.

Бросать машины разрешают прямо на проезжей части. А на возмущения прохожих грубо отвечают: «Иди, куда шел».

А ведь изначально победители конкурса обещали бороться с пробками, обеспечивать порядок и качественный сервис на парковке.

Сам Сергей Попов привычно сослался на занятость и отказался от дальнейшего диалога. «Мое уполномоченное лицо обязательно свяжется с вами. Дело в том, что мы готовим пресс-конференцию, и вас обязательно пригласим, там и сможете задать свои вопросы», — пообещал он не первый раз.

А в мэрии свое недовольство результатами проекта не скрывают.

Минусов больше, чем плюсов

«Интернет откройте, посмотрите: недовольных очень много. Во-первых, цена 40 сомов, и никакого технического оснащения. Когда брали землю в аренду, обещали: паркоматы поставим, все расчертим, а вложений ноль. Кроме знака, там ничего не поставили, и то их знак ГОСТу не соответствует. Во-вторых, ответственности никто не несет. Взяли деньги и все, а остальное — гори синим пламенем. Если авто обокрали или стукнули, никто ни за что не отвечает», — рассказал ИА «24.kg» главный специалист отдела Дирекции муниципальных рынков и стоянок Рустам Алиев.

На Шопокова находятся три крупных торговых площадки. Денежный поток должен быть огромным. А порядка никакого нет.

Рустам Алиев
«Причем Parking.KG уже не сам там работает, а появился субарендатор. Сама сумма в 2,3 миллиона сомов за аренду земли, честно говоря, смехотворная. Если бы парковка была муниципальная, все сборы шли бы прямиком в бюджет», — добавил главный специалист. На вопрос, не намерены ли чиновники расторгнуть договор с предпринимателем, он ответил: «Участок брали на 5 лет, из них два года уже прошло, посмотрим после Нового года, возможно, будем писать в мэрию, чтобы расторгли договор».

Деньги нужны всем

Сборы за муниципальные парковки в Бишкеке отменили почти 4 года назад по поручению тогдашнего мэра Кубанычбека Кулматова. С тех пор работу возобновить все никак не могут.

Зато упущенную выгоду уже не раз посчитали. К примеру, по расчетам депутата городского кенеша Эрниса Докенова, от сбора за муниципальные парковки и стоянки бюджет Бишкека может ежегодно получать 1 миллиард сомов.

Чтобы как-то пополнить столичный бюджет, две дневные стоянки временно открыли на улицах Ауэзова и Лермонтова (в районе рынка «Таатан»). Взимают за место по 25 сомов.

 из Интернета
Фото из Интернета. Платная парковка по улице Лермонтова, Бишкек

«Цену утвердил городской кенеш несколько лет назад. Будем пересматривать ее, но не в сторону повышения. Возможно, снизим до 20 сомов», — рассказал ИА «24.kg» Рустам Алиев.

Пока, кроме знака и парковщиков, на этих улицах ничего не появилось.

«Мы решили посмотреть и проанализировать работу, а после Нового года нанесем разметку, оснастим технически, чтобы там не байке стоял, а паркомат», — добавил главный специалист.

Зарплата у парковщиков смешная — 2,8 тысячи сомов. Это еще хорошо, что чуть-чуть повысили, было вообще 1,8 тысячи. Сколько объявлений давали, искали сотрудников, звонят, спрашивают — это в день 1,8 тысячи? Нет, в месяц!

Рустам Алиев
«При этом наши работники несут ответственность за свой участок. Если кто-то машину поцарапал, то байкеша фиксирует факт, двух владельцев авто сводит, и они потом разбираются сами», — добавил главный специалист.

Как при такой смешной зарплате удержаться от того, чтобы все собранные средства вернуть в казну? Четыре года назад именно это и вызывало нарекания депутатов БГК, подсчитавших реальные и возможные сборы в районе Ошского рынка. Но за это время в Бишкеке лучше системы наемных сотрудников ничего придумать не смогли.

Пока же в мэрии анализируют работу парковок на участке на Лермонтова и Ауэзова. Если горожане будут довольны их работой, то сеть парковок расширят. В планах даже есть бонусы.

После Нового года хотим сделать так: если человек заехал на муниципальную парковку и взял талон, то в течение дня он может бесплатно парковаться на всех муниципальных парковках.

Рустам Алиев
Сложно будет при таком подходе значительно пополнить бюджет. Бишкекчане в большинстве своем ленивы и предпочитают передвигаться исключительно на авто. И заплатить в день 25 сомов не составит труда.

Планы есть, но сбудутся ли?

Кстати, ранее объявляли конкурс на организацию платных парковок на улице Тоголока Молдо. Но заявок не поступило. Недавно мэрия объявляла аукцион на две улицы в районе Ошского рынка. 17 ноября должны были состояться торги, но затем конкурс отменили.

«Новые места под платные парковки частникам сейчас не предоставляют. Потому что ничего не меняется, никаких улучшений нет, никто ничего не сделал, ни за что ответственности не несут», — пояснил Рустам Алиев.

При этом программа «Город благоприятных условий» на 2017-2020 годы предусматривает внедрение современной автоматизированной системы платной парковки: 47 пунктов вдоль городских дорог в рамках государственно-частного партнерства.

Глядя, как один проект по Шопокова за два года так и не заработал, с трудом верится в задумки чиновников.

А тем временем депутаты Жогорку Кенеша и вовсе намерены запретить парковку на проезжей части дорог. Поскольку законопроект только на стадии общественного обсуждения, надеяться на скорое наведение порядка не приходится.

Популярные новости
Бизнес