14:00, 22 октября 2017, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
В канун Международного дня школьных библиотек, который приходится на 23 октября, ИА «24.kg» поинтересовалось, удается ли увлечь школьников чтением и что приходится делать бибилотекарям, чтобы повести детей за собой в удивительный книжный мир, как поживают эти заведения и ходят ли вообще туда ученики.
В районе Рабочего городка в Бишкеке расположилась одна из старейших школ столицы — № 40. Неприметное здание за годы своей жизни довольно глубоко осело в землю. Вокруг вырос частный сектор из скромных домов еще советской постройки, а напротив, через узкую улочку, исправительная колония № 47. Не лучший пример для подражания подрастающему поколению.
Как и во многих школах, библиотеке здесь отведено далеко не центральное место. Но как только распахивается ее дверь, перед вашим взором предстает чудный мир из множества книг, которые послушно расположились на полках, поднимающихся до потолка.
«Хранилище знаний» оказалось не только местом для получения книг, выяснилось, что это и своеобразный кинотеатр. Здесь ученикам показывают фильмы, снятые на основе классических произведений.
— По внеклассному чтению, когда учитель дает задание, ученикам просто физически не хватает книг отдельного автора. И учителя нашли выход: решили показывать фильмы, которые также помогают хорошо закрепить материал, — рассказала владелица хранилища, библиотекарь с большим стажем Сания Галимовна Хайбрахманова.
— Сколько учеников в день посещают библиотеку?
— Бывает 15-20, а иногда 50-60. Это зависит от заданий, которые дают учителя. Например, к Дню госязыка педагоги подали заявку на роман «Каныбек» Касымалы Джантошева. Таких книг у нас всего 5-6, а учеников 60. Поэтому сначала мы провели беседу по роману, рассказали о герое произведения, а затем фильм поставили. Очень мало современной литературы, новых книг.
— А кто должен обеспечивать книгами?
— Центр образования, Министерство.
— Сколько новых книг получаете в год?
— В советское время ежегодно получали 500-600 экземпляров. Сейчас ничтожно мало, можно сказать, почти ничего.
— А есть периодика для школьников?
— Да, выписываем газету «Ай-Данек» и детский журнал «Байчечекей».
— Их читают?
— Если честно, не особо. Содержание иногда интересное, в другой раз не очень. Нет такого, чтобы постоянно поддерживать интерес.
— А есть журналы для подростков?
— Отечественных нет. Есть российские, но они дорогие. В прошлом году художественных книг получили 120 штук — ну что это такое?...
— А есть такие дети, кто любит читать и приходит не потому, что учитель дал задание?
— Из всей массы учеников, а их 1 тысяча 400, наберется около 50 любителей почитать. В основном это ученики начальных классов.
— И что они читают?
— Очень многие книги изданы еще в советское время, их уже клеили-переклеили. Ну нечего давать! Помогают из различных фондов, к примеру, Посольство Кореи подарило корейские сказки на кыргызском языке. Ребята любят читать классику, про компьютерные игры, а девочки — романы о любви. Нормальные произведения классиков.
Сания Хайбрахманова не ограничивается только выдачей книг. Она вербует учеников в ряды книголюбов и для этого проводит для первоклассников экскурсии в библиотеку.
— С первого класса пытаюсь привить детям любовь к чтению. Даже с семиклассниками веду беседу. Говорю, что если не будете читать, никогда не станете грамотными и достойными людьми, не будет у вас хорошего понимания, развития речи. Всегда говорю ученикам даже 10-х классов, что каждый готовит себя к жизни сам, и если много читаешь, то много знаешь, и перспективное будущее, — сказала она.
В целом же, отметила директор школы Лариса Анатольевна Калюжная, дети нынешнего поколения — это отпрыски детей 1990-х, которые рано стали зарабатывать на жизнь и привыкли все мерить деньгами.
— Нынешние родители много требуют от школы, но не знают, что такое обязанности, общественная жизнь, не хотят даже, чтобы их ребенка привлекали к субботникам. Советуют нам нанять бомжей для уборки школьной территории, — рассказала директор.
Давайте и мы измерим работу библиотекаря в деньгах. Сколько же он получает? Оказалось, на руки 7 тысяч сомов. Вот вам и оценка престижности его работы.
По тому, как Сания Галимовна рассказывает о библиотеке, как показывает ее книжный фонд, оформление, можно судить о ее отношении к своей работе. Чувствуется, что человек любит свое дело, относится к нему с энтузиазмом.
Как рассказала директор, в библиотеке на случай проверки даже сделаны своеобразные карточки учета посещаемости.
— А что, в школьную библиотеку тоже заглядывают проверяющие органы?
— Нет, просто она всю жизнь ждет, чтобы кто-то пришел к ней с проверкой, поинтересовался, как работается, чем живет библиотека, — объяснила директор школы.
— А любители почитать обычно из каких семей?
— Наверное, со средним достатком. Когда ребенок из бедной семьи, его мысли заняты едой. А у детей из богатых семей уже другие интересы, — говорит она.
То, что в школьных библиотеках работают энтузиасты, мы убедились и в школе-гимназии № 17, где работает Елена Натальченко.
Ситуация в этой школе практически такая же, как и у коллеги.
И число учеников, любящих читать, примерно такое же — человек 30. Здесь также почти нет новых поступлений, нет произведений современных авторов. И этой школе тоже помогло корейское посольство, подарившее свои народные сказки, переведенные на кыргызский язык.
Правда, в этой школе выписывают больше периодики. Есть журналы для детей и подростков, но все они российские.
— Книжный фонд у нас старый, есть издания даже 50-х годов прошлого века. Нам предлагают списать их. Хорошо, спишем, так ведь новых поступлений нет! — с горечью констатирует Елена Натальченко.
Сотрудники школьных библиотек называют главную для них на сегодня проблему — дефицит, а вернее, почти полное отсутствие новых поступлений, книг современных авторов и, как следствие, уменьшение числа книголюбов среди детей. А ведь новые книги с красивым твердым переплетом притягивают учеников.
С любви к книге начинается интерес к получению знаний.
Пока же школьные библиотеки выживают благодаря энтузиастам. Таким, как Сания Хайбрахманова и Елена Натальченко. Каждодневным кропотливым трудом они поддерживают эти хранилища знаний. А ведь знания должны постоянно обновляться.