11:27, 12 октября 2017, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
В Бишкеке все больше жалоб на службы такси. Вроде и прием заявок упростился, и для работы таксистом не нужны вступительные взносы, но клиентам от этого не легче. Таксисты вводят доплату за кондиционер, пробки, гололед, ожидание...
Пассажиры и рады платить, только бы машина приехала. Но такси не приезжает, даже когда заказываешь его по услуге «срочно» за отдельную плату.
...утверждает управдом из фильма «Бриллиантовая рука». Бишкекчане же ездят на такси везде. По сравнению с соседними странами услуги частного извоза у нас развиты, цены до некоторых пор были приемлемы и соразмерны расстоянию, а машины приезжали в считаные минуты.
Но последнее время социальные сети завалены гневными сообщениями.
«Президенту легче, по-моему, позвонить, и он услышит тебя. Заказала по sms, а таксист подумал, что это в другом конце города, и я осталась у разбитого корыта. Столько такси, и все заняты, как наши депутаты!» — сетует бишкекчанка.
Тариф повысили до 80 сомов. Но в час пик их вызывать нет смысла. Около ГУМа стояло пять такси, но их оператор сказала, что машин в районе нет. Разговорился с таксистом. Он ответил, что ему выгоднее работать с клиентом напрямую.
Facebook
«Если ехать на такси от Орто-Сайского рынка до перекрестка Московской/Раззакова, счетчик намотает 120 сомов. Вызвал такси через мобильное приложение, выставили счет 250 сомов, хотя счетчик показал 170 сомов с учетом ожидания. Водитель обосновал тем, что ехал по пробкам и нарушил ПДД, чтобы их объехать. В течение 10 минут обвинял меня в том, что я не думаю о его расходах, рассказывал, сколько бензина и времени приходится тратить на клиентов. В конце швырнул мне 30 сомов сдачи и окрестил меня жмотом», — делится впечатлениями от поездки третий горожанин.
«Водитель обсчитал. По приезду на место вышло 179 сомов. Я заплатила и вышла, а после пришло сообщение — 160 сомов. Таксист не поднял трубку, диспетчер обещала разобраться и перезвонить. Небольшие деньги, но все-таки обман», — добавила пассажирка.
«Такси вступили в сговор между собой и повысили цену. Посадка подорожала на 10 сомов, а километр — на один сом. Куда смотрит антимонопольная служба?» — возмущается пятый.
ИА «24.kg» решило разобраться, куда и правда смотрят чиновники и регулируют ли они вообще работу таксистов.
Оказывается, ни один государственный орган не следит за работой такси. Для начала мы обратились в Государственное агентство антимонопольного регулирования, так как вопрос касается тарифов. Оттуда нас отправили в Министерство транспорта и дорог, в частности, в Государственное агентство автомобильного и водного транспорта.
Одной из задач агентства является создание равных условий для справедливой конкуренции между субъектами предпринимательства, занимающимися деятельностью по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом, кроме... такси.
Чиновники признают, что в законодательстве есть пробел, и они даже разработали законопроект, но только для регулирования междугородних такси. Городские службы так и будут предоставлены сами себе.
Может быть, мэрия Бишкека курирует таксистов? Нет, в муниципалитете предложили обратиться в Государственную налоговую службу, которая выдает таксистам лишь патенты, но не следит, какие они устанавливают тарифы.
По данным ГНС, за 8 месяцев 2017 года выдано 38 тысяч 781 патент на услуги по перевозке пассажиров в легковом транспорте (услуги такси) на 20 миллионов 196,1 тысячи сомов.
Национальный статистический комитет подсчитал, что за январь-август таксисты перевезли 17 миллионов 684,2 тысячи человек, а за этот же период 2016-го — 16 миллионов 748,9 тысячи человек. Оборот составил 336,1 миллиона пассажиро-километров.
То есть пассажиро-километры в Кыргызстане считать научились, а как упорядочить работу такси, придумать не могут...
Но проблема не только в долгом ожидании такси или банальном обсчете. А если во время поездки вы попали в аварию? Задумывались ли вы о качестве и безопасности предоставляемых услуг?
Юрист Фатима Якупбаева задумалась и предложила чиновникам отличный выход. «Неприятным в этой ситуации может оказаться еще и то, что известный сервис, оказывающий вроде бы услуги такси, вовсе не юридическое лицо, не служба, а что-то вроде крупной доски объявлений, где пассажиры напрямую пользуются услугами перевозчиков. Следовательно, ответственности за вред здоровью компания нести не будет — все вопросы к тому водителю, который совершил инцидент. Ну а если же это и ОсОО, то, вероятно, с уставным капиталом в одну тысячу сомов. Водитель оказывается практически нищим, и взять с него нечего», — отмечает она.
Рассчитывать на реальное возмещение вреда здоровью, если вы попали в ДТП на такси, особо не приходится.
Фатима Якупбаева
Ответственность перевозчика всегда должна присутствовать — нельзя ее перекладывать на «фирмы-однодневки» или «фирмы-пустышки». Кто предоставил услугу, тот и несет ответственность. Пользователь ведь доверяет «бренду», рассчитывает воспользоваться именно его услугами, а не какого-то конкретного водителя, который «шабашит».
В 2008 году в Кыргызстане приняли закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». Один из его главных принципов — гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
Нормативно установлены лимиты ответственности по риску нанесения ущерба жизни и здоровью пассажиров — 300 тысяч сомов на человека. Лимит по риску нанесения ущерба имуществу пассажира — 10 тысяч сомов.
По закону водитель обязан иметь при себе страховой полис по обязательному страхованию ответственности перевозчика. При проверке документов инспекторы ДПС обязаны требовать данный полис.
«В условиях развития бизнеса в Кыргызстане можно предположить, что многие службы такси не то, что не оформляют страховые полисы на каждого водителя, а вовсе не заключают трудовые договоры. О результатах работы ДПС по контролю соблюдения требований обязательного страхования ответственности перевозчиков и говорить как-то не приходится. Уж больно они заняты другими вопросами», — говорит Фатима Якупбаева.
«Полагаю, следует идти по пути повышения ответственности подобных сервисов. Но ни в коем случае не по пути лицензирования. Это создаст очередную коррупционную среду. Надо активнее продвигать идею страхования. Ведь не такие большие деньги придется отдать в качестве страховой премии. Речь о 600-700 сомах в год», — считает Фатима Якупбаева.
Но захотят ли чиновники Кыргызстана что-то изменить? Патенты они выдают исправно, а обеспечивать безопасность пассажиры, видимо, должны сами.