12:00, 25 августа 2017, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Оксана Шутова — солистка Театра оперы и балета — сразу предупредила: ее ответы меня удивят, ибо на сцене блистать она стала скорее благодаря случаю, нежели велению судьбы.
В семье Оксаны нет музыкантов. Ни по какому направлению. Более того, ее папа был категорически против того, чтобы дочурка посвятила себя столь легкомысленному, по его мнению, занятию.
«Я мыла балетные залы. Так вот, мне приходилось вставать в пять утра. В полшестого завтрак, в шесть я уже на остановке, в семь — на работе. Ну, а в восемь утра — у меня спевка. Позже к этому списку добавилось еще и пение в хорах. Это уже в период моей учебы в консерватории. Так что я не страдаю от подъемов спозаранку», — объяснила неприхотливая певица.Эта привычка выработана годами и отточена почти до автоматизма. Когда я училась в оперной студии после музыкального училища, время было тяжелое, я должна была работать. А так как я еще ничего из себя как певица не представляла, зарабатывать приходилось мытьем полов.
Оксана Шутова
Оксана Шутова призналась, что начинает петь с девяти утра. То есть открывает рот рано утром и закрывает его (образно говоря) в 21.00. Репетиции, спевки, мастер-классы. График у солистки оперного театра чрезвычайно напряженный. Маршрут передвижений: театр, студия, училище, консерватория, где Оксана показывает студентам, как должен звучать голос в той или иной партии. Будь то Келин в «Айчурек» или Татьяна Ларина в бессмертном «Евгении Онегине».
А еще Шутова очень дисциплинированная прима и совсем не капризная. Она ненавидит опаздывать на репетиции и всегда старается прийти заранее, чтобы музыканты в оркестровой яме не ждали ее.
Она блистала и в партиях Джильды в «Риголетто», и Инесс из «Трубадура», причем сольники она исполняла, будучи артисткой хора. Шутова, в отличие от многих своих коллег по богемному цеху, никогда не страдала звездной болезнью. «Я просто люблю свое дело», — констатировала певица.
Последние — Алена и Полина. Актриса о них отзывается с улыбкой, но признает — солистками театра оперы девочки вряд ли станут. «Я сразу честно говорю студентам, кто будет петь, а кто нет».
— Обидеть не боишься? Отбить желание заниматься пением, музыкой вообще...
— Нет. Человек не должен тратить себя на то, что ему не близко по духу. Я определяю по психотипу, как человек выходит на сцену, как подает материал, как работает с голосом. Иногда, вроде, и вокальные данные есть, и комплексов никаких, но не артист. Одного умения мало, нужно не жалеть себя: работать, работать и еще раз работать. Большое искусство не терпит халтуры и ленивых. Я понимаю, что хочется цветов, оваций, поклонников, но нельзя любить себя в театре, как говорил Станиславский. Осел тоже поет, но цветов ему не дарят.
— Но ты тоже не сразу нашла себя. Говорила, что и оперу-то исполнять изначально не хотела, а мечтала поступить на вокально-эстрадное отделение...
Певица лукаво прищурилась. Действительно, она не сразу нашла себя в опере. Ее папа и вовсе думал, если дочка и ступит на музыкальную стезю, пусть непременно на аккордеоне играть учится. А что? Инструмент, так сказать, массовый, это не рояль какой-нибудь, который и в комнату не впихнешь.
Но маленькая Ксюша решительно не хотела становиться виртуозом игры на аккордеоне. Она с детства пела. Оперное сопрано в ней открыла старый педагог училища Куренкеева.
Я бы поступила, конечно, на вокально-эстрадное, если бы оно было. Но его тогда не существовало. А на прослушивании сказали, что у меня голос как раз для оперы.
Оксана Шутова
«Мне очень повезло, что я соприкоснулась с этими титанами. Но мне пришлось доказывать, что могу петь большие партии. У меня достаточно распространенный голос — сопрано, но со специфической техникой и диапазоном, что позволяет петь партии вплоть до драматических. Но в солистки я вышла только четыре года назад», — отметила артистка.
Сцена Театра оперы и балеты — не единственная рабочая площадка гостьи нашей рубрики. Шутова поет и в церковном хоре.
Оксана рассказала, что влилась в по-семейному сплоченный и дружный коллектив церковных певчих только в этом году, хотя попытки предпринимались неоднократно.
Но все-таки свой путь Оксана преодолела. В канун Пасхи, 15 апреля, на шестом месяце беременности, Оксана бархатным сопрано выводила рулады на праздничной службе. А до обеда в этот же день исполняла Ярославну в «Князе Игоре». «Это мой личный подвиг», — добавила певица.Каждый приходит в храм, как и в театр, по-своему. Меня все время как будто что-то отводило. Бешеные нагрузки в театре, сольные партии, отнимающие все силы, премьерные постановки, мастер-классы. Никак не могла выкроить место в плотном расписании.
Оксана Шутова
Оксана планирует до Нового года вернуться на сцену и штурмовать новые вершины. Впереди фестивали, и певица хочет в них участвовать. Она не собирается останавливаться на достигнутом: петь так петь. Оксана рассказала, что ее мечта, на осуществление которой она бросит все силы, — исполнить партию Элеоноры в опере Верди «Трубадур». «Так что расслабляться мне некогда», — улыбается Оксана Шутова.
Как бы в подтверждение ее слов со двора донесся бодрый лай. «Это наш сторож и друг Мухтар. Хороший знак, значит, все получится», — радуется Оксана. Глядя на ее боевой настрой, понимаешь, что прима пьедестала не уступит: ни назло, ни вопреки, как бы ее не испытывала суровая богемная жизнь.