Спектакль «Поле» в Русском драмтеатре. Первые всходы

15:00, 01 апреля 2017, Бишкек - 24.kg , Надежда ГОРОХОВА

В Государственном национальном русском театре драмы состоялась премьера спектакля «Поле». Это знаковое событие, так как создан он по повести «Материнское поле» народного писателя Кыргызстана Чингиза Айтматова, имя которого носит театр.

Спектакль, задуманный как графическая сюита, поставлен российской командой под руководством режиссера Евгении Акс и хореографа-постановщика Марии Поповой.

Воплощая их замысел, актеры смогли при помощи пластики выразить не только все нюансы человеческих отношений, но и характер эпохи.

Антон Селов. Спектакль «Поле». Амина Бийзиева в роли маленькой Толгонай
Антон Селов. Русский театр драмы им. Ч.Айтматова. Спектакль «Поле». Режиссер Евгения Акс, хореограф-постановщик Мария Попова
А.Селов. Русский драмтеатр. Актриса Нины Чернышева в роли Толгонай в молодости. Спектакль по повести Ч.Айтматова «Материнское поле»
А.Селов. Сцена из спектакля «Поле» по повести Ч.Айтматова «Материнское поле». 31 марта 2017 года
А.Селов. Сцена из спектакля «Поле». Русский драмтеатр, Бишкек, 2017 год
А. Селов. Актриса Сайрагул Эсенбаева в роли Толгонай в спектакле «Поле» по повести Ч.Айтматова

Создать пластическое воплощение айтматовского слова — задача невероятной сложности. Поэтому неслучайно режиссер в основу подготовки положил мастер-классы с актерами, которые сами, по наитию и на основе творческого опыта, определили характер пластического рисунка спектакля.

Каждый жест актеров не только осмыслен, но и прочувствован телом, более того, он созвучен далекой эпохе, гармоничен с мироощущением героев и не вступает в конфликт с национальной традицией взаимоотношений мужчины и женщины, матери и сына, человека и природы.

Спектакль начался с видеосюжета, в котором народная артистка КР Тынара Абдразаева одним своим присутствием задала такой высокий градус искренности происходящего, которому должен был соответствовать весь спектакль. И это получилось.

Зритель погрузился в суровый быт села в предвоенную и лихую военную годину, которая диктовала свои законы: слияние людей в единую общность как возможность выстоять и выжить, осознание себя колоском большого человеческого поля, способного вынести любые испытания и возродиться к жизни. Поле жизни, поле брани… Это одновременно и предмет воплощения, и символ жизни в самом высоком ее понимании.

Удивительно емкое слово Айтматова, его образный, кинематографичный язык позволили воплотить идею автора в столь непривычном невербальном формате.

По сути, это рассказ без слов о времени и о себе, рассказ о человеке, а значит, и о каждом из нас.

Подняться до высот человеческого духа зрителям позволила прекрасная игра заслуженного артиста КР Болота Тентимышова, исполнившего роль главного героя Суванкула, и актрисы Сайрагул Эсенбаевой, проникновенно сыгравшей роль Толгонай. Порадовали и молодые актеры, исполнившие героев в молодости, — Нина Чернышева и Андрей Черкасов. Впрочем, каждый актер заставил зрителей не раз аплодировать в течение спектакля и даже заплакать, что случается нечасто.

Поразила пластичность и артистизм маленькой Толгонай, которую исполнила Амина Бийзаева. Это она привела зрителей к полю, по которому они вместе с героями пошли плечом к плечу, словно серпом скашивая тревогу и пестуя, словно дитя, надежду в сердце.

А.Селов. Сцена из спектакля «Поле». Режиссер Е.Акс, хореограф-постановщик М.Попова. Бишкек, Русский драмтеатр
А.Селов. Сцена из спектакля «Поле». В роли Толгонай актриса Сайрагул Эсенбаева
А.Селов. Сцена из спектакля «Поле». В главных ролях заслуженный артист КР Болот Тентимышев и актриса Сайрагул Эсенбаева
А.Селов. Сцена из спектакля Русского театра драмы «Поле». Бишкек, 31 марта 2017 года
А.Селов. Сцена из спектакля «Поле». Русский театр драмы им. Ч.Айтматова
А. Селов. Сцена из спектакля «Поле». В роли Толгонай актриса Сайрагул Эсенбаева. В роли Алиман – актриса Алиса Манакова.

Полноценной составляющей спектакля стал его видеоряд, созданный Татьяной Самараковской (Россия). И мириады звезд на экране, и летающие треугольники писем, и страшная машина, перемалывающая все на своем пути, стали полноценными героями спектакля.

Музыкальное сопровождение — аскетичное, тревожное и пронзительное — удивительно гармонично передало характер времени.

Повторяющийся механистический рисунок мелодии символизирует образ надвигающейся беды, в предчувствии этого даже звучание аккордеона становится резким и тревожным. Это безусловная удача композиторов Евгения Зиборова, Бориса Рахаева и Арсения Тишина.

Обращение к произведениям великих мастеров слова, к когорте которых по праву принадлежит Айтматов, диктует особые требования: высокий уровень ответственности, глубину прочтения и бережное обращение с материалом. Признаемся, что всем, кто создавал столь необычный спектакль, это удалось. Приходите в театр и убедитесь.