06:51
+30
USD 68.85
EUR 80.21
RUB 1.17
Общество

Госкомитет связи. Зачем он создан и чем занимается

Фото ИА «24.kg». Глава Государственного комитета информационных технологий и связи Бакыт Шаршембиев

С момента создания Государственного комитета информационных технологий и связи (ГКИТ и С) прошло полгода. Зачем Кыргызстану еще одно ведомство, какие функции за ним закреплены, чем в настоящее время занимаются его сотрудники и что удалось за этот срок сделать, об этом корреспонденту ИА «24.kg»рассказал его глава Бакыт Шаршембиев.

— Зачем создавать Государственный комитет связи, если уже есть ведомства, занимающиеся информационно-коммуникационными технологиями?

— Это мера вынужденная, так как подобные организации работали разрозненно. Для решения стоящих перед Кыргызстаном новых задач использовать старые подходы малоэффективно, а создание единого координирующего ведомства позволяет сосредоточить все усилия госорганов на переходе к электронному управлению и созданию «Цифровой экономики».

Широкое внедрение современных информационных технологий позволит повысить производительность труда, качество госуслуг, обеспечить прозрачность и подотчетность работы госструктур перед бизнесом и населением.

Министерствам и ведомствам предписано снизить барьеры для бизнеса, вовлечь все заинтересованные стороны в решение ключевых государственных задач, чем комитет сегодня успешно и занимается.

— Что успели сделать с момента образования?

— Главное — изменить подход. Если раньше все делалось для чиновников, то сегодня — для граждан. На протяжении многих лет в стране не было ведомства в области информационных технологий, все госорганы развивались сами по себе. Одни ведомства внедряют современное программное обеспечение, а другие в это время не в состоянии позволить себе приобрести компьютеры.

Разработав единые стандарты, мы создаем «Электронное правительство» — новый цифровой формат взаимодействия государства с гражданами с применением необходимых принципов информационной безопасности, что дает возможность сделать выгоднее, дешевле и удобнее получение госуслуг.

Совместно с другими ведомствами на программно-аппаратном уровне удалось перевести более 20 услуг в электронный формат. Сейчас завершается доработка единого портала, с помощью которого гражданин сможет получать необходимые ему услуги, не выходя из дома.

— Госорганы охотно идут на контакт? Не чувствуете сопротивления с их стороны?

— Если честно, тяжело, но мы работаем с техническими работниками на уровне руководства. Те стандарты услуг, которые мы вводим, должны разрабатываться самими ведомствами, но заниматься этим приходится нам.

— Какова ситуация с Интернетом, и насколько пострадал наш внутренний рынок от недавнего повышения цен Казахстаном?

— Мы не раз проводили встречи с казахстанскими и российскими партнерами. По результатам непростых переговоров достигнута договоренность о снижении для кыргызстанских провайдеров цен на услуги Интернета. Также ищем альтернативные каналы, в том числе и из Китая: одной из частных компаний построен новый стык с китайскими партнерами теперь уже третьего оператора, в том числе «Кыргызтелекома». Все они имеют возможность начать поставлять альтернативный Интернет. Пока переговорный процесс не окончен, но мы оказываем максимальную поддержку нашим операторам.

Как мы знаем, заведено уголовное дело в отношении руководства «Кыргызтелекома» за то, что оно согласилось с условиями повышения.

Но «Кыргызтелеком» - национальный оператор, обслуживающий банки, госучреждения, стратегические объекты, не говоря уже о простых гражданах, которых ни в коем случае нельзя было оставлять без связи или снизить ее качество.

— Уже в мае страна полностью перейдет на цифровое вещание. Кыргызстанцы понимают, что на старых телевизорах без ресивера каналы больше не будут показывать?

— В регионах активно ведется разъяснительная работа в этом направлении, также идет рекламная акция, работает горячая линия. В настоящее время по всей республике установлены и работают 54 цифровых телевизионных передатчика с охватом населения в 95 процентов от общей численности населения Кыргызстана.

ОАО «РПО РМТР» подняло на спутник французской компании «Евтелсат» 7 ТВ-каналов («КТР», «Баластан», «Музыка», «Маданият», «Ала-Тоо 24», «КТРК Спорт» и «ЭлТР») из 13 каналов социального пакета, а также два частных ТВ канала и семь радиопрограмм (1-я и 2-я госпрограммы, «Мин Кыял ФМ», «Мир», «Санжыра», «Марал», «ОК»). Сейчас рассматривается вопрос поднятия на спутник всего социального пакета программ, что даст возможность смотреть их не только кыргызстанцам, но и жителям других стран. Зона обслуживания со спутника «Евтелсат» охватывает более 16 стран, начиная от Турции до северо-западной части Китая, от северной Индии и до северо-востока Российской Федерации.

— Какое место среди других стран занимает Кыргызстан по использованию ИКТ-технологий?

— Соседние страны в последние годы делали огромные финансовые вложения в развитие электронного управления, там строились государственные центры обработки данных, создавались собственные программные решения, дорогостоящая инфраструктура. Мы, в отличие от них, создали относительно неплохую инфраструктуру, которая позволит нам за более короткое время и меньшие вложения не только догнать, но и перегнать их.

 — Пока мы видим, с какой легкостью хакеры взламывают сайты наших госорганов. Например, сайт ГКНБ до сих пор не оправился и «лежит»… Насколько Кыргызстан технологически защищен от мировых киберугроз и что вы предпринимаете в этом направлении?

— Перед нами стоит задача провести всесторонний анализ угроз для информационных ресурсов и систем. Для этого в структуре госкомитета создан спецотдел. Его специалисты разрабатывают требования и единые стандарты по безопасности веб-сайтов и информационных систем госорганов.

— Как вы, ведомство, отвечающее за информационные технологии и безопасность страны, выяснили, что такое #cинийкит?

— В настоящее время работает межведомственная группа, подготовлен план мероприятий по противодействию подобным социальным опасным онлайн-приложениям. Разработана пошаговая Инструкция по удалению аккаунтов в социальных сетях, на компьютерах и мобильных устройствах, а также рекомендации (памятка) родителям по безопасности детей в Интернете.

Фото ИА «24.kg». Динамика запросов хэштегов, связанных с«синим китом» по дням

Конечно, к подобным вызовам никто не может быть готов на 100 процентов, так как очень сложно фильтровать контент, очень сложно определить характер тех или иных ресурсов, для этого нужен отдельный мониторинговый центр. Другие страны, более продвинутые, чем мы, с этим тоже сталкиваются.

Кто-то блокирует целые соцсети или закрывает доступ во внешний Интернет. Мы же сейчас ищем наиболее подходящие для нас решения, которые позволят отслеживать и пресекать подобные вещи. И, конечно же, требуются обязательный контроль со стороны родителей, взаимопонимание и любовь.

Популярные новости
Бизнес