11:22, 25 декабря 2014, Бишкек - 24.kg , Анара МАМЫТОВА, Асель ОТОРБАЕВА
Более чем политизированный Кыргызстан задолго до предвыборного старта образца осени-2015 начал активно обсуждать и прогнозировать исход кампании, на финише которой 120 победителей ждет депутатский мандат шестого созыва.
Выборы 2010 года, а точнее, неожиданные для оппозиционных победителей апреля их итоги, заставили всерьез задуматься и решиться на перекройку избирательного законодательства.
В Жогорку Кенеше с энтузиазмом взялись лепить законопроекты - каждый на свой лад и с будущей выгодой для себя. Таких документов уже четыре. Чехарда усилилась, когда стало понятно, что в недрах каких-то высоких чиновничьих кабинетов подготовили еще один проект закона. Чиновники пока не спешат поделиться документом не только с широкой общественностью, но даже с депутатами.
ИА «24.kg» внимательно изучило инициативы «Белого дома».
Конечно, во имя достойных
Авторы поправок в Закон «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша», разумеется, поясняют свои инициативы благими намерениями. Так и пишут в справке-обосновании: в целях обеспечения общественного контроля и чистоты выборного процесса…
Чиновники полагают, что новые механизмы составления списка избирателей с использованием биометрических данных кыргызстанцев позволят не допустить никаких фальсификаций на выборах - и парламентских, и президентских. Хорошая инициатива, долгожданная. Но каким образом они намереваются добиться торжества демократии и образцового плебисцита? Как ни парадоксально, но с помощью пресловутого административного ресурса. Судите сами.
Для централизации и автоматизации процесса и обеспечения полноты обхвата конфиденциальность и безопасность списков избирателей, ответственность за них предлагается возложить на уполномоченный госорган - Государственную регистрационную службу (ГРС). При этом на сотрудников ГРС и ЦИК возлагается и обеспечение процесса идентификации избирателей при получении избирательного бюллетеня.
Но как так? Ведь, согласно действующему закону о выборах, любое вмешательство в избирательный процесс – это грубое нарушение. Центральная избирательная комиссия и только она имеет право его обеспечивать. ГРС, как ни крути, это одна из подструктур органов исполнительной власти - правительства, в общем.
ЦИК - независимый орган (во всяком случае, это гарантирует нам всем Конституция). А ГРС, повторимся, структура правительственная, то есть фактически подневольная - под премьер-министром, который подотчетен парламенту. О какой беспристрастности, прозрачности и честности можно говорить в таком случае? Иначе как попыткой узаконить административный ресурс это не назовешь, согласитесь.
В ГРС, чьи клерки кошмарят кыргызстанцев с подачи первого вице-премьера Тайырбека Сарпашева, требуя сдать биометрические данные вопреки постулатам Конституции, уже два компьютера из того самого технического оборудования, предназначенного для широкомасштабного проекта, проморгали. Их сперли. В ведомстве долго не желали признаваться, но вынуждены были это сделать. Потом нас всех стали заверять, что в компьютерах никакой конфиденциальной информации о ком-то из граждан КР не было, в том числе и отпечатков их пальцев. Кто поверит, если клерки сначала соврали?
А кто даст гарантии, что электронный список не будет подвергнут корректировке? Никто! Потому что доступ к этому электронному списку будет иметь только уполномоченный сотрудник (или сотрудники) той же ГРС или ЦИК. И в стране, где покупаются и судьи, и прокуроры, и даже педагоги, верить, что какой-то госслужащий не соблазнится большой суммой в обмен на сотню-тысячу мертвых душ, не приходится.
Конечно же, разработчики поправок начнут нас уверять, что мы ошибаемся.
Не лишним будет напомнить
По действующему пока законодательству списки избирателей в Кыргызстане формирует, распечатывает и раздает по УИКам и ТИКам для ознакомления гражданами Центризбирком. Сейчас, если гражданин себя в нем не находит или видит не в том списке, он идет писать заявление для включения в список либо для внесения себя на другом участке. Так прописано в законе.
В случае же принятия поправок, инициированных чиновниками, кыргызстанец в подобной ситуации должен будет пойти в органы ГРС, сдать биометрические данные и… Что дальше? Нигде не прописано, каковы его дальнейшие действия. Как не прописано, кто обеспечивает внесение в избирательный список данных такого гражданина. Вносят его, переносят, пишет он заявление при этом или достаточно на словах попросить?
Теперь о биометрике. Грандиозная кампания под предводительством первого вице-премьера сопровождается скандалами. Ежедневно рапортуя о числе сдавших свои отпечатки пальцев, в ГРС предпочитают закрывать глаза на антиконституционность заявлений Тайырбека Сарпашева. Напомним, член правительства неоднократно пугал отказывающихся от сдачи биометрики кыргызстанцев недопуском к голосованию на выборах.
Кстати, в предлагаемом наверху законопроекте устранение этой коллизии предусмотрено. «Проект предлагает предоставление права голосования исключительно гражданам, обладающим активным избирательным правом и прошедшим биометрическую регистрацию», - поясняют разработчики поправок в справке-обосновании. А как же статья 20 Конституции? Она гласит: «В КР не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
Конечно же, Тайырбек Сарпашев и ГРС вновь расскажут нам о необходимости создания Единого регистра населения и о мировом опыте перехода на биометрические паспорта. И мы согласимся с этой необходимостью и велением времени шагать в ногу со всем цивилизованным миром. Но! Помните, как первый вице-премьер уповал на опыт Монголии? На родине Чингисхана биометрический проект действительно был внедрен успешно. Но никто из наших чиновников не акцентировал внимание общественности КР на том, что в Монголии биометрические данные собирали не для проведения выборов, а для выдачи национальных паспортов нового поколения. А чтобы сэкономить бюджетные средства, монголы просто подогнали сроки обеих кампаний – выборной и биометрической.
Убийственный залог
Теперь о новшествах для партий, намеревающихся участвовать в выборах-2015. Инициаторы поправок в профильное законодательство предлагают изменить сумму избирательного залога. Напомним, для выборов образца 2010-го эта цифра составляла 100 тысяч сомов для политических организаций. Теперь (если, конечно, поправки, будут одобрены) партиям -участницам предвыборной гонки придется выложить… $1 миллион. Да, да, это не опечатка.
«В целях исключения недобросовестного отношения к конституционному праву быть избранным предлагается увеличить размер избирательного залога. Практика прошедших выборов президента и депутатов Жогорку Кенеша свидетельствовала о несоразмерном количестве желающих участвовать в выборах, что увеличивает расходы бюджетных средств. Поэтому проект предлагает увеличить размер избирательного залога для кандидатов с тысячекратного до пятьсотвосьмитысячекратного размера от расчетного показателя», - говорится в справке-обосновании.
По мнению аппаратчиков, предлагаемое увеличение размера избирательного залога является вполне умеренным и разумным. И не препятствующим реализации избирательного права для лиц, имеющих намерение участвовать в выборах.
С этим, конечно, можно поспорить. Эксперты же и вовсе считают, что «Белый дом» с помощью «рубля» выбивает почву из-под ног у большинства участников выборного процесса. Очевидно, что большая часть политических организаций не имеет таких огромных сумм.
Миллион «зеленых» по карману лишь партиям власти - например, СДПК. И не потому, что ее основатель и фактический лидер Алмазбек Атамбаев вполне состоятельный человек. А скорее потому, что по старой идолопоклоннической привычке в ее кассу готовы вложиться практически все представители среднего и крупного бизнеса. Наши местные божки думают и действуют по-старому: поклониться в ноги власти, поделиться с ней нажитым непосильным трудом и пребывать в иллюзии, что таким образом можно обеспечить себе какой-никакой карт-бланш. Карт-бланша вряд ли дождутся в мелких и далеких от «Белого дома» партиях, а касса тех же социал-демократов пополнится наверняка.
«Республике», «Ата Мекену», наверное, тоже по карману этот миллион. Одному мама подарила много, очень много долларов, другому и на прошлых выборах перепадало от $100 тысяч. Вот и Омурбек Абдырахманов в этом признался. А таких абдырахмановых с лишней сотней тысяч, желающих обеспечить себя на ближайшие пять лет бездельем с почти волшебным мандатом, предостаточно для того, чтобы пополнить и кассу партии социалистов.
А как быть, например, партии «Ак-Ниет» Дастана Бекешева? Никак. Таким партиям без миллиона долларов в кармане в Жогорку Кенеш путь будет заказан.
Как ни крути, административный ресурс хочет лишить избирателей права выбора, навязывая нам максимум пять политических организаций, из которых и придется «выбирать».
Инициаторы нововведений позаботились и об избирательных фондах партий. Законопроект гласит: «В целях более эффективного участия в выборах и для возможности реализации права быть избранным предлагается увеличить и предельные размеры избирательных фондов как кандидатов в президенты, так и политических партий на выборах в Жогорку Кенеш».
Предельная сумма расходов из избирательного фонда кандидатов в президенты будет увеличена с 500 тысяч до 1 миллиона, а для партий - с 1 миллиона до 2 миллионов расчетных показателей.
Понятно, что ничего не понятно
Отдадут ли этот законопроект на широкое общественное обсуждение, не ясно. Скорее всего, нет. Его авторы могут привычно нарушить действующий порядок, сославшись на форс-мажорные обстоятельства и сроки, которые поджимают. С некоторых пор это стало привычным для всех без исключения ветвей власти и в самых различных сферах деятельности.
Чиновники оправдываются: предлагаемый законопроект основан с учетом модели избирательного процесса, одобренной Национальным советом по устойчивому развитию КР. Он, как известно, предусматривает внедрение в избирательный процесс оборудования для идентификации избирателей и автоматического подсчета голосов. О том, как мучительно проходил тендер по отбору компании на поставку оборудования по биометрии, какие тайны и интриги сопровождали процесс, ИА «24.kg» писало неоднократно и подробно.
Не так давно на круглом столе «Вызовы и риски: парламентские выборы 2015 года» представитель ЦИК Гульнара Джурабаева проводила презентацию, где говорила о том, какие маркеры необходимо использовать - масляные или на водной основе, считываются они или нет «умными» урнами. Но позвольте, как можно говорить об этом, если еще не определен поставщик этих самых урн? Да, ЦИК их протестировал. Но не более. Теперь для их закупки до предстоящих выборов необходим тендер. А как до его проведения можно рассуждать о том, какие именно урны будут использоваться и какие нужны маркеры? Зачем презентовать, если мы де-факто не знаем, какое именно будет оборудование? Не искусственный ли это отсев конкурентов на поставку?
Кстати, возвращаясь к Тайырбеку Сарпашеву и его оптимистичным заявлениям о необходимости успеть закончить сбор биометрических данных до выборов-2015. Такими методами, какие позволяет себе первый вице-премьер и его помощник в лице ГРС, когда бюджетников массово, силой и угрозами заставляют сдавать отпечатки, вполне возможно, основу для будущего Единого регистра населения чиновники и соберут. А дальше? Почему Тайырбек Сарпашев не говорит нам, электорату, что в Кыргызстане по сей день нет локальной сети, обеспечивающей оперативное и без вмешательства извне продвижение всех данных с избирательных участков в день голосования в ЦИК? А ее, этой локальной сети, объединяющей все компьютеры УИКов и ТИКов, нет. И вряд ли она появится к осени. А это значит, что все заверения в том, что биометрика позволит провести первые в истории Кыргызстана парламентские выборы без фальсификаций и подтасовок – обман. Подсчет бюллетеней будет проводиться по-старому - просто потому, что ни теоретически, ни, тем более, физически мы уже не успеваем обеспечить нужным оборудованием выборы-2015. Как и Интернетом отдаленные участки. В ГРС ранее это косвенно подтвердили, заявив, что на выборах будет онлайн-система, но не везде. А автоматизация нужна. Ну для того, чтобы все заверения Тайырбека Сарпашева о самых честных и прозрачных выборах реализовались. А пока понятно, что если раньше «карусели» были на улице, то сейчас наши ушлые политтехнологи найдут, как их использовать и на этот раз.
И мы даже не будем рассматривать, например, такой вопрос: а что, если пальчик не считывается? В предлагаемых изменениях закона сказано, что если не идентифицируется отпечаток большого пальца, берется указательный. А если нет обоих пальцев или обеих кистей рук, тогда что? Понятно, что таких людей меньшинство, но все же они есть и имеют избирательное право. Кстати, на презентации представители ГРС рассказывали о погрешностях при идентификации, которая составляет 0,4 процента на миллион. То есть существует вероятность, что около 12 тысяч человек ее не пройдут. С ними-то что делать? 12 тысяч голосов – неплохое число для подтасовок.
Автора? Автора!
Когда материал готовился к печати, журналисты наконец выяснили, что этот законопроект разработал председатель Центризбиркома, а не юристы «Белого дома».
Как сообщил ИА «24.kg» руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев, разработчиком этих поправок является глава ЦИК.
По его словам, через этот закон оформляется юридическая передача функции по составлению избирательного списка от ЦИК к ГРС.
Данияр Нарымбаев признал, что поправки следовало вносить раньше, чтобы у потенциальных участников предстоящей выборной гонки было время их изучить и подготовиться, а также для того, чтобы обеспечить стране «законодательную тишину».
Руководитель аппарата главы государства также заверил, что инициатива ЦИК о непомерном увеличении размера избирательного залога несостоятельна.
«Это просто невозможно», - отметил Данияр Нарымбаев.
Будем надеяться, что желающим побороться за депутатский мандат в 2015-м чиновник вручил эту новость в качестве новогоднего подарка.
Вместо эпилога
«Следует запретить пересматривать основополагающие элементы закона о выборах - в частности, регулирующие саму систему, составы избирательных комиссий и определение границ избирательных округов - менее чем за год до проведения выборов. Или же нужно закрепить их в Конституции или в документе, имеющем более высокий статус, чем обычный закон». Это цитата из свода рекомендуемых норм при проведении выборов и руководящих принципов, принятых Венецианской комиссией на 52-й сессии 18-19 октября 2002 года. Кыргызстан, напомним, является членом этой организации. А официальным представителем Кыргызской Республики в Венецианской комиссии состоит «отец» нашей Конституции Омурбек Текебаев.