06:57
USD 68.81
EUR 80.45
RUB 1.04

Путешествие кыргызов по Алтаю

ИА «24.kg» публикует в сокращении записки Эгамберды Кабулова, который, путешествуя вместе со своим товарищем Дмитрием Винником по Алтаю – прародине кыргызов, совершает своеобразный исторический экскурс и делает для себя некоторые открытия.

 

«На Алтае, - размышляли они, - родился Манас, герой одноименного эпоса. Был ли он исторической личностью или это собирательный образ? Кто был прототипом героя? Содержатся ли в эпосе упоминания о реальных событиях?»

Потомки одного народа

«Киргизы и алтайцы - близкие родственники. Их языки понятны друг другу, как и многие обычаи и традиции.

Владимир Волков, историк, сотрудник Томского государственного педагогического университета, специализирующийся на изучении этногенетических связей тюркских народов, рассказал: «Значительная часть киргизов, а это, прежде всего, представители правого и левого крыла, а также представители некоторых родов ичкилик по мужской линии являются ближайшими родственниками южным алтайцам. Все они происходят от одного человека, жившего относительно недавно. Таким образом, основу киргизов и южных алтайцев составляют потомки представителей одного древнего народа, который проживал, вероятнее всего, на территории Горного Алтая».

По следам Манаса

«Мы ограничились поиском упомянутых в эпосе «Манас» географических объектов: гор, хребтов, рек, долин… …Если сравнить, скажем так, алтайский период эпоса и киргизский, то сразу видно, что названий рек, местностей, урочищ, гор в алтайской части гораздо меньше, чем в киргизской. Это может говорить о том, что киргизы прожили на Алтае относительно недолго, три-четыре поколения, а алтайская часть эпоса сочинялась уже на территории современной Киргизии. Судя по всему, жили они достаточно компактно и были немногочисленны.

Мы выписали из эпоса некоторые географические названия, надеясь найти эти объекты. Например, там есть такие строки: «Долго шел караван и прибыл, наконец, на берег реки Азамиль, в ту долину, где Манас веселился, забавляясь играми». Но в Горном Алтае нет такой реки. Возможно, это было чисто киргизское название, а другие народы как-то иначе называли эту реку. И еще. Алтай – это не только территория России, но и Монголии, Китая, Казахстана. Вполне возможно, что есть река Азамиль или с другим созвучным названием в соседних странах, но изучение современных карт ничего не дало. Возможно, река называется или обозначена на картах иначе.

Есть еще одно название, которое привлекло наше внимание. В эпосе есть такие строки: «Тогда Манас бросился к нему и разрубил его на две части мечом ачалбарс. С тех пор река, что протекает по этой местности, называется Кульджа». В российском Алтае нет такой местности и такой реки.

Сотрудники Национального парка «Сайлюгемский», территория которого граничит с Монголией, высказали предположение, что речь о Кульдже в Китае, вернее в Или-Казахском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. К тому же Манас любил путешествовать. В эпосе сказано, что «однажды он вместе со своими сверстниками тешился пирами и охотой в местности Уч-Арал у реки Эмиль». Такой реки и местности в российском Горном Алтае и Монгольском тоже нет. Но, возможно, они есть в соседнем Китае.

Или, например, в эпосе сказано: «Вон – Тарбагатай гора. Равнина там Теректи. Это зимовье Жакыпа (отец Манаса)». Сегодня название Тарбагатай носит горный хребет в Монголии и Казахстане, есть село в Бурятии, приток речки Онон в Монголии и Забайкалье. А в самом российском Горном Алтае есть Теректинский хребет. Так Теректи - это равнина или горы, в России или Монголии? Вопрос к ученым».

Святое озеро

«Выезжая из Новосибирска в Горный Алтай на автомобиле, мы еще не знали, есть ли дорога до озера Манас. То, что оно имеет отношение к легендарному герою, не вызывало сомнений…

…Пока ехали по Чуйскому тракту, главной стратегической трассе Алтая, никаких проблем. Свернули с тракта на второстепенную дорогу, потом на грунтовку, доехали до небольшого села. Дальше дорога пошла резко вверх через лес…

…Болото и камни – так можно назвать то, что числилось дорогой. В результате пришлось сойти, поставить палатку, а утром двинуть к озеру пешком, взяв с собой в рюкзаки только съемочную аппаратуру, воду и аптечку. Где оно точно находится, мы выяснили еще вечером, когда запустили дрон в небо, который снял на видео всю округу: оказалось, что озеро за горой, совсем недалеко…

…Оно оказалось небольшим – примерно 650 на 300 метров. Спуск к нему с той стороны, откуда мы пришли, был крутой. И место весьма живописное. Прежде чем начать фотографировать и снимать на видео, мы просто полчаса любовались красотой этого места…

Учитель русского языка и литературы школы в селе Эрдиган Екатерина Слободчикова рассказала нам, что озеро Манас считается святым, иногда к нему приходят паломники – люди разных исповеданий, молятся, набирают воду».

Лучи и камни

«В селе Кош-Агач, где находится правление Национального парка «Сайлюгемский», старший инспектор Валерий Самунов подсказал, где искать в Чуйской степи, что на границе с Монголией, археологические объекты, которые могут иметь отношение к киргизам… …Само название Чуйская степь уже говорит о некой связи с киргизами: достаточно вспомнить Чуйскую долину. Можно вспомнить и современные названия, такие как Чуйский тракт на Алтае и Чуйский проспект в Бишкеке.

Первым объектом оказалась каменная стела, возвышающаяся метра на три над землей. На ней никаких надписей, но понятно, что она рукотворная: кто-то же тащил этот длинный камень с горы, вкапывал в землю. Зачем? Таких стел в Великой степи от Дальнего Востока до западных границ России довольно много. Называют их оленными камнями, если на них есть рисунки или, что редко, надписи, и балбалами, если это, чаще всего, неотесанные камни без рисунка. Как считают ученые, их устанавливали у могил предков, в местах, где приносились жертвы или произошли какие-то знаменательные события.

Проехав еще немного, мы наткнулись на каменную насыпь в степи: просто груда камней, но вид их вызвал сомнения в том, что они разбросаны самой природой. Запустили дрон, чтобы посмотреть сверху. И не зря! На фото видно, что расположение камней очень уж напоминает солнечную систему! Это открытие или нет? Или мы не первые, кто увидел это?»

Открытие?

«Может быть, - сказала научный сотрудник Сайлюгемского заповедника Мая Ерленбаева. - Я с высоты этот памятник не видела, но вам удалось раскрыть целостность комплекса. В научных кругах он известен как археологический комплекс Юстыд. Открыт в конце 1960-х годов. На относительно малой территории расположены курганные могильники ранних кочевников, керексуры, как называются такие сооружения, различных размеров с лучами, заключенные в круглую или квадратную ограды, эпохи бронзы до X века нашей эры. Местные жители называют их «хяргас нур» на монгольский манер, а по-алтайски «кыргыс нур», то есть «кыргызские лучи», тюркские оградки с рядами балбалов, ритуальные выкладки, стелы. Также открыты уникальный комплекс гончарных печей хуннского времени и остатки железоплавильных печей».

«Местные жители, - продолжила она, - очень трепетно относятся к этому месту, окружили неким священным ореолом. До открытия этого комплекса археологами в этой долине стояло множество каменных изваяний или баб – кезеров, что переводится как «головорез», ведь ставили такие изваяния только крупным военачальникам, воинам, которые особо отличились в сражениях. Чуть ниже Юстыда до сих пор стоит каменная стела высотой около двух метров, ее местные жители называют «коновязь Чингисхана», вы ее видели на пути к Юстыду».

«Если говорить о кыргызском следе на Алтае, то в любом случае, как, например, с археологическим памятником, который вы сняли с дрона, следует обратиться к археологам, с ними посоветоваться. И не только к ним, а еще и к этнографам, к нашим алтайским краеведам. Здорово, что вам удалось посмотреть на этот памятник сверху. Даже я не предполагала, что все это так похоже на солярную систему», - сказала Мая Ерленбаева.

Кто-то должен знать…

«К сожалению, история киргизов вплоть до ХХ века была бесписьменной. Поэтому для изучения алтайского периода придется привлекать археологические, этнографические источники, китайские и уйгурские письменные источники, изучать не только эпос «Манас», но и алтайский эпос, фольклор.

Не бывает такого, чтобы народ жил долгое время в определенной местности и не оставил следа. Киргизы должны быть упомянуты в легендах алтайцев, в китайских документах, других источниках. Мы, обычные любители истории, поняли, что изучать такую обширную и глубокую тему, как эпос «Манас», должны профессионалы.

Но спишемся с алтайскими учеными и следующим летом опять попробуем что-нибудь открыть».

Популярные новости
Бизнес