10:16
USD 69.85
EUR 79.60
RUB 1.05

СМИ vs власть. Или власть vs СМИ? (Часть II)

От иглы до пера

Дважды на наркотиках за год попадались члены редколлегий кыргызскоязычных газет. В марте с зельем задержан замредактора газеты «Тагдыр.kg» Алмаз Жумалиев.

Сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью ГУВД при проведении оперативных мероприятий в новостройке «Энесай» при досмотре автомашины «Ауди-100» под управлением 40-летнего мужчины между сиденьями был обнаружен пакет, внутри которого было около 400 граммов гашиша. К слову, задержанный признался, что в момент задержания находился в состояния наркотического опьянения.

Свердловским районным судом ему избрана мера пресечения в виде заключения в СИЗО № 1 сроком на два месяца. По уголовному делу проводятся следственные действия. В апреле дело направили в суд, решение пока не вынесено.

Это не единственный случай. В октябре главный редактор газеты «Чыйыр» 48-летний Акылбек Атабаев задержан по подозрению в сбыте наркотиков. Милиционерам он представился лидером политической партии «Акыйкат». У него обнаружено и изъято 10 килограммов героина. Как выяснилось, журналист занимался сбытом наркотических веществ долгое время. Следствие установило его причастность к международной наркогруппировке, куда также входили граждане Таджикистана, откуда и поставлялся товар. Сам задержанный — также уроженец соседнего государства, но длительное время проживает в Бишкеке. Кроме героина у него изъяли более 1 килограмма опия и 10 килограммов афганского чарса.

Не получилось, не срослось

Представители властей постоянно заявляют, что в отличие от своих предшественников никогда не задевают журналистов, не ущемляют свободу слова. Однако факты говорят об обратном. В сентябре редактор кыргызскоязычной газеты «Искра плюс» Адилет Айтикеев вознамерился покинуть страну всерьез и надолго, хотел сбежать от лидера парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбека Текебаева. Тот на него подал в суд за ложный донос.

Как пояснили его знакомые, Адилет Айтикеев уехал в Норвегию, не надеясь, что суд примет справедливое решение в его отношении. Данными насчет исчезновения из страны Айтикеева ни ГКНБ, ни МВД на тот момент не располагали.

Побег не удался. Айтикееву пришлось вернуться. Заветный статус политбеженца он так и не получил. Да и вопрос возбуждения уголовного дела повис в воздухе.

Не шутки ради

Закончился скандал с газетой «Супер-инфо». Организаторов розыгрыша осудили. Напомним, в прошлом году журналисты издания неудачно пошутили над телеведущей ОТРК Назирой Айтбековой. Ее выкрали, вывезли за город и стали запугивать, что если она прекратит свой проект «Аалам сырлары» (о ясновидящих), то издевательства над ней выложат в Интернете.

Длившийся более года суд вынес обвинительный приговор троим организаторам «шоу». Журналисты Бахиана Сатылганова, Максат Орзумбеков и актер Жанатбек Муратов признаны виновными по статьям 123 («Похищение человека») и 234 («Хулиганство») УК КР и осуждены к двум годам лишения свободы условно. Пострадавшая сторона довольна решением Фемиды и обжаловать его не намерена.

Еще один «долгоиграющий» суд в отношении ИА «24.kg» и корреспондента Махинур Ниязовой закончился в этом году. Разбирательство по иску депутата парламента и члена фракции партии власти (СДПК) Ирины Карамушкиной, длившееся два с половиной года, наконец завершилось сомнительной победой истца.

Фемида оценила попранные честь и достоинство депутатки всего в 5 тысяч сомов, тогда как последняя просила 5 миллионов. Эти деньги Карамушкина намеривалась передать семейному детскому дому в селе Маевке «Капля жизни».

Все вон!

Это не единственный случай давления на журналистов ИА «24.kg». Ранее за критику работы ЖК, в частности членов фракции «Ар-Намыс», а именно игрищ, устроенных вокруг избрания глав ГРС, парламентских корреспондентов Юлию Костенко и Дарью Подольскую лишили аккредитации по заявлению Игоря Гусарова. Депутата «Достоинства» неоднократно уличали в неуплате налогов в крупных размерах и нежелании платить за свет и тепло, о чем подробно писалось на сайте агентства. Похоже, недовольство Гусарова сыграло не последнюю роль в том, что именно он обратился в пресс-службу парламента с требованием «не пущать» неугодных ему журналистов в главный законодательный орган страны.

Кодекс преткновения

Но не все недовольные тем, как их деятельность освещается в прессе, бегут за помощью к Фемиде. В стране работает комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ. Ее решения не имеют юридической силы. Они только выносят порицания в отношении тех или иных изданий и авторов статей, которые, по их мнению, нарушают этический кодекс журналиста.

Как отмечает председатель комиссии Шамарал Майчиев, в основном жалуются гражданские активисты и депутаты. Последнее разбирательство касалось газеты «Дело №...».

Отметим, что на издание пожаловались глава центра «Психическое здоровье» Бурул Макенбаева, председатель Коалиции за демократию и гражданское общество Динара Ошурахунова и депутат парламента Равшан Жээнбеков. Им не понравилась статья под заголовком «Оппозиция готовит новый захват власти в Кыргызстане?» По словам Шамарала Майчиева, все заявители отразили в своих жалобах собственные мысли и оценочные суждения. Однако после рассмотрения заявлений члены решили, что автор вышеуказанной статьи нарушил пункты 17 и 18 этического кодекса журналиста, не сделав ссылку на конкретных экспертов, и не отразил точку зрения оппонентов Макенбаевой, Ошурахуновой и Жээнбекова.

На очереди журналист «Вечернего Бишкека» Надежда Хохлова. К ней предъявили претензии сразу шесть гражданских активистов. По словам членов комиссии, представители движения «Кыргызстан против Таможенного союза» Бурул Макенбаева, Алмаз Алжанбаев, Марат Мусуралиев, Динара Ошурахунова, Алмаз Тажыбай и Ильмар Касмалиев написали совместное заявление, где отмечают, что в своей публикации от 9 мая автор якобы нарушила этический кодекс журналиста, якобы допустив при редакционной обработке снимков, подписей к ним, а также в заголовке и самом тексте искажение информации и фальсификацию. Жалобщики отмечают, что репортер старалась возбудить нетерпимость к ним как к членам движения и устроителям одноименных акций.

Приказано отжать!

Но, пожалуй, главным СМИ-скандалом года можно смело назвать «рейдерский захват» крупнейшего медиаресурса страны — газеты «Вечерний Бишкек». В сентябре Первомайский районный суд вынес решение о передаче 50 процентов акций ОсОО «Рубикон» (финансового центра ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек») его бывшим учредителям — Александру Рябушкину и его супруге. Руководство газеты назвало это решение Фемиды «рейдерским захватом» и заявило, что к нему причастны люди из окружения президента страны Алмазбека Атамбаева. В частности, называлось имя советника главы государства Фарида Ниязова.

Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, «Вечерка» обжаловала его в вышестоящий. Одно заседание по делу уже прошло, но оно закончилось лишь отводом одного из членов судебной коллегии. Следующее еще не назначено.

Разгоревшийся осенью уходящего года конфликт между нынешними и бывшими совладельцами контрольного пакета акций компании «Рубикон», уверены, продолжится и в следующем. Тем более что суд еще не поставил точку в этом громком деле. Каким образом разрешится битва за «Вечерку», узнаем уже в новом году Козла.

Фото из Интернета

Популярные новости
Бизнес