Гражданская авиация: полеты во сне и наяву

10:33, 10 октября 2016, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО

Авиакомпании Кыргызстана до сих пор не могут выбраться из черного списка ЕС и расширить границы полетов. В Европу им путь заказан. Неужели в ЕС настолько жесткие требования или отечественные самолеты в таком ужасном состоянии, что на них небезопасно летать?

Мне бы в небо

В черном списке ЕС и ICAO 13 авиаперевозчиков Кыргызстана. Международная организация обеспокоена безопасностью полетов. Показатели в этом отношении у нас низкие.

Аудит ICAO проводится по восьми направлениям. В начале 2016 года организация провела аудит по пяти направлениям. По результатам вынесено 128 замечаний по направлениям: воздушное законодательство, организационная структура АГА, летная эксплуатация и готовность воздушных судов, выдача свидетельств авиационному персоналу.

Согласно результатам проверки, плохи дела с квалификацией и подготовкой технического персонала, разрешением проблем безопасности полетов, обязательствами по ведению надзора и инспекции. Необходимо обновить и авиапарк.

Последний аудит ICAOпоказал, что по некоторым аспектам ситуация лишь усугубилась, но есть и положительные сдвиги. Улучшение отмечено в части воздушного законодательства, авиационных правил и поддержания летной годности.

Кыргызстан знает, как должно быть по правилам, но исполнение законов хромает. Поэтому показатели по выдаче свидетельств авиационному персоналу и летной эксплуатации ухудшились по сравнению с результатами аудита 2009 года.

После проверки Агентству гражданской авиации удалось устранить одно несоответствие по аспекту PEL (выдача свидетельств авиационному персоналу). Но этого недостаточно, чтобы компании вывели из черного списка.

Основная рекомендация ICAO: структура системы надзора за безопасностью полетов должна быть снабжена финансами и специалистами.

Подготовка кадров уже началась. Инспекторы АГА пройдут курсы повышения квалификации в Турции и Франции. Кроме того, Кыргызстан включили в специальную программу сотрудничества на примере Казахстана и Азербайджана. По ней специалисты ICAO приедут в республику, чтобы определить слабые места в авиации. Это позволит устранить несоответствия международным стандартам.

Где деньги, Зин?

В конце 2015 года правительство Кыргызстана одобрило повышение на $5 сбора с пассажиров в аэропорту «Манас». Норма распространяется только на граждан Кыргызстана и тех, кто вылетает за рубеж. Раньше с пассажиров взимали $10. Сбор входит в стоимость билета и, как отмечают в правительстве, направлен на улучшение инфраструктуры аэропорта.

Депутаты Жогорку Кенеша предложили часть собранных средств передать АГА. «Черный список ЕС и ICAO в первую очередь говорит о том, что у нас существует угроза безопасности полетов, - считает депутат Бактыбек Сыдыков. - Мало того что мы 10 лет в черном списке ICAO, так еще и в список ЕС попали. Это говорит о том, что наша гражданская авиация в глубоком кризисе. Вместо того чтобы устранять замечания, они только выросли – с 67 до 128. При этом 5-6 из них очень важны, потому что говорят не только об угрозе безопасности полетов, но и о наличии угрозы для жизни человека».

В частности, его замечания коснулись подбора кадров. «Нормативы и предписания ICAO должны быть руководством к действию. В них конкретно указывается, какая квалификация должна быть у инспектора. Зачем придумывать? Если набрали людей с гуманитарным, филологическим образованием, инженеров-электриков, непонятно, как мы выйдем из черного списка», - говорит Бактыбек Сыдыков.

Первым делом самолеты

Агентство гражданской авиации не стало ждать, пока решится вопрос передачи части средств от сборов в «Манасе», а попросило правительство выделить 55 миллионов сомов. Эти деньги, как рассказал ИА «24.kg» глава ведомства Эрмек Омурбеков, потратят на подготовку кадров.

По мере развития авиационной отрасли постепенно идет переход авиакомпаний с советской техники (самолеты типа «Ту», «Як») на западные воздушные суда («Боинг», «Аэробус»). Следовательно, составы авиакомпаний должны быть обучены. АГА как орган, осуществляющий надзор, тоже должно иметь инспекторов с допусками на эти типы ВС.

Директор агентства уверяет, что летать на отечественных самолетах абсолютно безопасно. Количество аварий и чрезвычайных происшествий минимально. «Воздушные суда Кыргызстана имеют действующие сертификаты летной годности и отвечают международным требованиям», - сказал Эрмек Омурбеков.

Катастрофы и происшествия с самолетами в Кыргызстане

Тогда возникает логический вопрос: почему авиакомпании до сих пор находятся в черном списке. Несмотря на то, что, по данным Международного авиационного комитета, Кыргызстан занимает последнее место в СНГ по количеству жертв авиакатастроф.

С 2006 по 2015 год в КР зафиксировали 10 летных происшествий, 2 из которых - авиакатастрофы. 

  • В 2006 году «Ту-154» авиакомпании «Кыргызстан» в аэропорту «Манас» при взлете задел правым крылом американский топливозаправщик KC-135. «Ту-154» повредил крыло, однако смог взлететь. Сделав круг, совершил аварийную посадку. Никто не пострадал. 
  • В 2008 году потерпел крушение пассажирский «Боинг-737» авиакомпании «Итек Эйр». Он попытался совершить аварийную посадку сразу после вылета из Бишкека, однако при развороте упал и загорелся. В живых остались 22 человека, погибли 68, среди которых члены юношеской сборной КР по волейболу. 
  • В 2011 году в аэропорту Оша самолет «Ту-134» авиакомпании «Кыргызстан» совершил жесткую посадку. За медицинской помощью обратились 18 человек, семеро из них госпитализированы с травмами средней тяжести. 
  • В 2015-м из-за плохих погодных условий самолет авиакомпании Avia Traffic Company, следовавший из Красноярска, совершил жесткую посадку в аэропорту Оша и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 153 человека, госпитализировали 7.

По прогнозам, к 2018 году авиакомпании Кыргызстана выйдут из черного списка и смогут летать в Европу. АГА прилагает максимум усилий, чтобы исправить недочеты, но этого недостаточно. Сами авиакомпании должны решить для себя: готовы ли они вложиться в развитие авиации.