05:49
USD 69.46
EUR 79.16
RUB 1.04

Зачем МВД работать хорошо, если можно плохо?

Как нельзя быть немножко беременной, так нельзя чуть-чуть преступить закон, даже преследуя самые благородные цели. Министерство внутренних дел КР намерено нарушить основные принципы законодательства об административной ответственности для наведения порядка на дорогах.

Кодекс КР об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение.

Гуру синематографа

На прошлой неделе МВД презентовало первый мобильный аппаратно-программный комплекс (АПК), добавив, что отныне будут ловить нарушителей правил дорожного движения с помощью фото- и видеотехники на колесах. Якобы это поможет разрешить актуальные проблемы - нарушения при парковке автомобилей и хаос на столичных дорогах.

Отмечалось, что оборудование, фиксируя нарушения, автоматически направляет информацию посредством Интернета на центральный сервер Центра безопасности дорожного движения МВД (ЦБДД), что, по мнению ведомства, полностью исключит контакт нарушителя с сотрудником патрульной службы. Казалось бы, есть чему радоваться: объявлена война лихачам и любителям где и как попало парковаться.

Если бы власть проявила политическую волю, не пошла бы на поводу у чиновников-дилетантов, мыслила комплексно и системно, а главное, имела четкую стратегию, то в столице уже давно бы функционировал проект «Безопасный город», а милицейские сводки не пополнялись бы известиями об авариях и убийствах. Главные принципы проекта схожи с принципами правового государства: равенство всех перед законом и неотвратимость наказания. Ведь бездушному фиксатору все равно, кто нарушил ПДД - министр или обычный гражданин.

Узко мыслите, господа!

Впрочем, рано радовались, проект можно реализовать по-разному. В первом варианте, как показывает общемировая практика, современный мегаполис - со всей его сложной инфраструктурой, включающей в себя телекоммуникационную и транспортную составляющую, а также все системы жизнеобеспечения, тепло-, водо-, электро- и газоснабжение, - круглосуточно находится под наблюдением. 

Все системы работают как автономно, так и во взаимодействии друг с другом. И касается это не только дорог. В этом случае под наблюдением находятся все организации и предприятия, госучреждения, места массового скопления людей, а значит, школы и детские сады, парки и площади. Проект нацелен на предупреждение и обеспечение общественной безопасности и правопорядка во всем городе.

Однако полноценная реализация проекта или хотя бы того, что нам на днях презентовало МВД, невозможна без развития и актуализации основополагающих ресурсов по транспорту, населению, регистрации правовых единиц, а также без проведения комплекса технологических, юридических и организационных мер. МВД внедряет проект совсем иначе, в узком смысле, когда из всех перечисленных задач решается лишь одна, частная – видеофиксация нарушений при парковке авто и превышение автолюбителями скоростного режима. Но даже эта часть проекта вызывает массу вопросов.

Что у нас происходит сейчас? Экипаж ДПС фиксирует в реальном режиме времени нарушителя, останавливает и идентифицирует транспортное средство (ТС) с помощью техпаспорта, устанавливает его владельца или того, кто находится за рулем. Далее оценивает его действия, составляет административный протокол, выносит решение на месте либо отправляет - в зависимости от тяжести нарушения - в суд, административную комиссию или… отпускает за мзду.

Теперь МВД в качестве панацеи от нарушителей предлагает автовидеофиксацию процесса. Наших правоохранителей не устроили АПК, предусмотренные проектом «Безопасный город». Они осуществляли бы видеофиксацию 24 часа в сутки 365 дней в году независимо от погодных условий и праздников. Теперь одна напичканная камерами машина УПМ будет колесить по городу с системником в багажнике. Но вовсе не круглосуточно. Сколько проработает системный блок, учитывая плачевное состояние наших дорог, неизвестно.

Коллизии законов

Кроме ям на дорогах есть и другие провалы - юридические. В Кодексе об административной ответственности говорится о том, что в случае выявления нарушений ПДД и их фиксации «письмо счастья» об уплате штрафа направляется владельцу транспортного средства.

Ключевое слово здесь «виновное». Что у нас получается? Если система зафиксировала нарушение, но авто зарегистрировано, допустим, на другого человека, то это лицо автоматически становится виновным?

Или, допустим, к бабуле, которой заботливый внук подарил авто и нанял шофера, прилетело постановление об уплате штрафа. Но она-то сама не ездила на автомобиле… Да, ТС оформлено на нее, а почему нет? Может быть такая ситуация? Может! Или тогда пропишите в законе, что человек, не имеющий документов на управление ТС, не имеет права покупать машину. Более того, при продаже ТС не обязаны спрашивать, имеются ли у покупателя права.

Опять же масса случаев, когда авто продано по доверенности, но экс-владельцу приходит штраф. Тогда законодателю нужно было внести поправки в статью: «…за исключением случаев выявления нарушения средствами фиксации».

Теперь же, по идее, все, кому отправили постановление о нарушении, при наличии грамотного юриста могут разбить в пух и прах постановление об уплате штрафа, так как нарушена презумпция невиновности. Доказывать свою невиновность я не обязана, это должен сделать тот, кто решает, что я виноват в нарушении ПДД. Может, в этот момент я находилась на свадьбе, и свидетели тому - все 150 человек, включая жениха и невесту. Я невиновна! Кто находился? Да без понятия, у меня память плохая, амнезия, и вообще, почему я должна говорить, где я была в момент нарушения ПДД? Я ничего не хочу говорить, встретимся-ка в суде…

Поверьте, общественность обеими руками за правовое поле, но сейчас ситуация позволяет нам пренебрегать этими «письмами счастья».

Засада!

Еще момент, вызывающий недоумение: «…фиксируя нарушения, система автоматически направляет информацию посредством Интернета на центральный сервер Центра безопасности дорожного движения МВД, что, по мнению ведомства, полностью исключает контакт нарушителя с сотрудником патрульной службы». Вопросы: а те, кто сидит в центре, ни родственников, ни транспортных средств не имеют? И кто вообще эти бравые парни? Инспекторы УПМ? Операторы? А оператор является субъектом Административного кодекса? Даже не каждый работающий в патрульной службе может выходить на трассу и штрафовать за нарушение ПДД. Выходит, операторам дали это право? Но решение о наложении штрафа принимает должностное лицо. А оператора могут привлечь к ответственности, если он не выписал штраф? И кто контролирует процесс? Руководство МВД?

А тут еще и депутат от «Ата Мекена» Наталья Никитенко на очередном заседании ЖК сообщила то, о чем СМИ писали неоднократно. В Молдове, чью систему «Безопасный город» внедряло наше МВД, возбуждены уголовные дела в отношении некоторых сотрудников и руководителей Центра мониторинга.

По ее словам, потери бюджета Молдовы составили несколько миллионов лей. Депутат попросила правительство подтвердить или опровергнуть информацию о том, «это ли программное обеспечение, по которому идут громкие дискуссии в Молдове, было подарено Кыргызстану».

Нашим же эмвэдэшникам софт очень понравился. И об искоренении какой коррупции в дорожном движении идет речь? Она всего лишь переезжает в более комфортные условия.

И по мелочи

Что же касается передачи информации в центр, сообщалось, что она осуществляется посредством мобильного Интернета. Не станем говорить о нестабильной работе операторов связи, ведь это такая мелочь в сравнении с тем, что личные данные передаются исключительно посредством защищенного канала связи. И никак иначе.

На презентации организаторы сообщили, что система определяет нарушителей ТС по базе Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТС и ВС) Государственной регистрационной службы (ГРС). Увы, базу в центр передают не актуализированную и не в режиме онлайн, а ее копию. И в лучшем случае раз в неделю. А теперь представьте, сколько происходит операций с движимым имуществом каждый день, каждую минуту.

Сие действие с внедрением АПК напоминает нам строительство здания методом ашара. Вместо того чтобы пригласить грамотных архитектора, дизайнера, строителей для возведения красивого, уютного, многофункционального дома, мы зовем шабашников и строим мазанку. Сначала лепим веранду, потом пристраиваем зал, затем, если получится, спальню, а если еще деньги появятся, то и второй этаж. Правда, для этого придется снять кровлю, снова перекроить все коммуникации, чуть-чуть передвинуть стены. И это называется государственным подходом? 

Популярные новости
Бизнес