10:59
USD 69.49
EUR 78.71
RUB 1.05

Трасса Бишкек – Кара-Балта. Покой нам только снится

Срок окончания реконструкции автодороги Бишкек - Кара-Балта все ближе. А работы так и не начались. Все заинтересованные стороны продолжают делить кусок пирога. Дело дошло до взаимных обвинений и заявлений в ГКНБ.

Кручу, верчу, выбрать хочу

Поднявшаяся вокруг итогов тендера на реконструкцию автодороги шумиха заставила конкурсную комиссию детально изучать и продумывать каждый свой шаг. А заодно и советоваться с вышестоящими инстанциями на предмет будущих последствий каждого решения по скандальному тендеру.

Напомним, еще летом выяснилось, что комиссия собирается отдать предпочтение China Railway №5 Engineering Group Co. LTD., предложившей наименьшую цену за проект - $70 миллионов вместо заложенных в технико-экономическом обосновании $100 миллионов. Однако эксперты предостерегли: такая низкая цена может привести к дополнительным проблемам в реализации проекта. Тендерная комиссия к голосу общественности прислушалась, внимательно изучила все документы и отдала предпочтение другому претенденту – азербайджанской компании Azvirt.

На этом история вроде должна была закончиться. Но нет. В дело вмешался Азиатский банк развития - донор проекта. Специалисты АБР непрозрачно намекнули членам тендерной комиссии, что предпочтение стоит отдать китайской компании. Чтобы избежать возможных рисков, в АБР предложили затребовать у China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. гарантию на исполнение работ, увеличенную до 20 процентов от стоимости проекта, и(или) иметь выпущенную местным банком гарантию на выполнение соответствующих обязательств. Странно, не правда ли? БОльшая часть выделяемых денег – кредит, за который расплачиваться Кыргызстану, но Кыргызстан при этом не может выдвигать свои условия и самостоятельно выбирать подходящего претендента.

В тихом омуте

Однако строптивость международного донора, как выясняется, не единственный тормоз на пути реализации проекта. Есть и среди отечественных чиновников те, кто готов закрыть глаза на возможные проблемы со строительством дороги. Конфликт между ними и тендерной комиссией достиг верхних эшелонов власти.

В распоряжении ИА «24.kg» оказалось официальное письмо пяти членов тендерной комиссии на имя премьер-министра КР Сооронбая Жээнбекова. Они просят главу кабмина лично разобраться в ситуации. Документ весьма занятный и проливает свет на отдельные процедуры проведения тендера на реконструкцию дороги.

Все документы изучали только представители инженера-консультанта проекта – французской компании Eptisa. Пакеты квалификационных и тендерных документов ни самой конкурсной комиссией, ни руководством тогда еще Министерства транспорта и коммуникаций КР не рассматривались и не одобрялись.

С самого начала тендера в конкурсной комиссии сменилось три председателя, и все – по производственной необходимости. Дальше больше. Незнание языков сыграло с тендерной комиссией злую шутку. Представители группы реализации инвестиционных проектов Минтранса не предоставили конкурсной комиссии перевод тендерных заявок и документов. Фактически члены комиссии не могли самостоятельно изучить всю имеющуюся информацию, а решение принимали только на основе оценочного отчета Eptisa. После поднявшейся шумихи члены тендерной комиссии стали внимательнее относиться к документам, на основании которых им предлагают принимать решение. А заодно запросили и дополнительные данные, что и позволило сделать выводы.

Например, в отчете компании Eptisa по China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. есть разночтения. Сначала говорится, что «ценовой анализ финансового предложения претендента с самой низкой ценой показывает, что претендент готов и способен взять на себя ответственность за выполнение строительных работ в рамках контракта». А далее выясняется, что «существенная ценовая разница в финансовом предложении претендента может быть рискованной для заказчика, поскольку на этапе реализации проекта подрядчик может столкнуться с дефицитом денежных средств».

Фактически именно ценовой анализ единичных расценок претендента с наименьшей ценой стал последней каплей, после которой тендерная комиссия наотрез отказалась признавать его победителем. А как иначе, если анализ показал несбалансированность и недостаточную адекватность предложения? Слишком уже свежи воспоминания о строительстве скандальной дороги Балыкчи – Корумду, чтобы повторять подобные ошибки.

Лобби важнее правил?

И в итоге комиссия отклонила предложения China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. Однако с таким положением дел не согласились в Азиатском банке развития. Донор порекомендовал комиссии сначала запросить у China Railway №5 повышенную гарантию и только после отказа - платить дополнительные деньги и искать другого претендента.

И тут начался очередной «акт балета» под названием «Тендер на реконструкцию автодороги Бишкек - Кара-Балта». Из письма членов тендерной комиссии следует, что группа реализации инвестиционных проектов Минтранса даже не уведомила их о письме Азиатского банка развития с требованием признать победителем China Railway №5.

Ответ от предложения China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. последовал довольно быстро. Правда, в документе было сказано лишь о готовности уплатить гарантию исполнения контракта в 10 процентов. О согласии на дополнительные расходы речи не шло. Реакция была незамедлительной: тендерная комиссия направила в адрес АБР письмо с просьбой разъяснить свое упорство в выборе победителя либо согласиться с доводами конкурсной комиссии. Ответ не получили до сих пор.

Причем здесь премьер?

Казалось бы, определение победителя тендера и связанные с этим проблемы и скандалы – головная боль АБР, Группы реализации инвестиционных проектов и самой тендерной комиссии. Так-то оно так. Если бы не одно существенное «но»: проблемы с тендером на реконструкцию автодороги Бишкек - Кара-Балта показали, что при подготовке тендерных документов и ведомостей объема работ, проведении тендеров интересы страны не учитываются.

Риски действительно значительные. Тем более что некоторые из них могут реализоваться уже сейчас. Например, та же коррупция. У ИА «24.kg» есть еще одно письмо – теперь уже на имя председателя Государственного комитета национальной безопасности Абдиля Сегизбаева. К нему обращается начальник управления автомобильных дорог Минтранса Мелисбек Алыпсатаров.

Мелисбека Алыпсатарова назначали председателем комиссии по проведению тендера на реконструкцию автодороги Бишкек – Кара-Балта в июне. За это время его четыре раза вызывал к себе министр транспорта и дорог Замирбек Айдаров.

«Министр требовал, чтобы я повлиял на тендерную комиссию. Он хотел, чтобы мы быстрее приняли решение по тендеру. Сначала я принял это за желание ускорить процесс отбора подрядчика. Но когда министр стал говорить, что там нечего и смотреть, а China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. - наиболее вероятный претендент, я ответил, что без расчетов и анализа комиссия не будет принимать решение. Через несколько дней я узнал, что исключен из состава тендерной комиссии», - пишет чиновник.

Действующие члены тендерной комиссии тоже просят премьер-министра Сооронбая Жээнбекова поручить Антикоррупционной службе ГКНБ расследовать скандальный тендер в части качества, обоснованности и своевременности подготовки тендерных документов и организации тендерных процедур. Как отреагирует на это письмо глава кабмина, пока неизвестно. Руководитель пресс-службы правительства Толгонай Стамалиева в разговоре с ИА «24.kg» отметила, что комментарий представят в ближайшее время - как только письмо будет зарегистрировано в канцелярии и дойдет до Сооронбая Жээнбекова.

Популярные новости
Бизнес