11:04
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Почитаем вместе?

«А сказку-у? Читать разве не будешь?» - тоскливо протянул 5-летний Антошка. «Я очки потеряла, ты уже сам читать умеешь!» - возразила бабушка. «Только по буквам же!» - едва не хнычет мальчишка. Тогда на помощь пришла его сестрица, которая уже пошла в школу и неплохо с этим справляется. Каждый вечер ребята попадают в волшебный мир сказочных героев, познают, что такое добро и зло, и что зло всегда оказывается наказанным. Это, несомненно, поможет им вырасти добрыми и честными.

Но не у каждого ребенка дома есть книжки. К такому выводу пришли специалисты в ходе исходной оценки навыков чтения учащихся начальных классов, проведенной в школах республики в 2014 году в рамках проекта «Читаем вместе».

Моя твоя не понимай

Исследование EGRA провели в 130 школах (городских, сельских, больших и малых) из всех областей страны. Для тестирования отбирали по 20 учеников из 1-х, 2-х и 4-х классов каждой школы. Таким образом, всего оценили навыки чтения у 5 тысяч 840 учеников. Из них 1 тысяча 920 – прошли срез знаний на русском языке, 3 тысячи 920 – на кыргызском.

Выяснилось, что только около 10 процентов учеников 1-х и 2-х классов и лишь 1 процент учеников 4-х классов владеют всеми навыками чтения на базовом уровне и выше.

Низкий процент обусловлен тем, что ученики не смогли достичь базовых показателей по чтению незнакомых слов. Ученики смогли бегло прочитать лишь знакомые слова и предложения, что они смогли сделать и благодаря механическому запоминанию слов. При этом девочки показывали лучшие результаты, чем мальчики, как на кыргызском, так и на русском языке обучения. Замечена тенденция, что ученики в школах малых городов чаще достигают базового уровня, чем ученики сельских и городских школ. Однако по пониманию прочитанного и аудированию получены слабые результаты.

Представитель Национального центра тестирования (НЦТ) Бактыгуль Шамшидинова в интервью ИА «24.kg» пояснила, что в первых классах дети показывают более высокие результаты. «А к 4-му почему-то идет снижение качества чтения. Сначала родители все-таки уделяют больше внимания, - говорит она. - Есть разделы, где опрошенные показывают знания выше базового уровня, есть, где ниже. За счет легких заданий, к примеру, по словарному запасу, дети набрали большее количество баллов. Сам проект уникален тем, что идет на протяжении четырех лет. Мы увидим, как изменится уровень чтения одних и тех же детей, индивидуальный результат конкретного ребенка».

Спихнуть школе

«Конечно, дети умеют читать, но недостаточно. И причин тому много, в первую очередь сказываются социально-экономические. Родители учащихся зачастую вынуждены добывать средства к существованию, упуская важные моменты в воспитании детей, и прежде всего в чтении, - рассказал ИА «24.kg» глава НЦТ Артур Бакиров. - По себе помню: с нами занимались и до, и после школы, уроки вместе делали. Сегодня же вся нагрузка перекладывается на школу».

«Родители убеждены: достаточно первого сентября привести нарядного ребенка в школу, и там все откорректируют, научат писать-читать. Но этого не происходит, - считает он. - Не случайно приняли программу предшкольной подготовки, которая сегодня успешно внедряется. Если начинали со 120-часовой программы, то сегодня осваивается 240 часов, и на подходе – 480-часовая».

Подарите ребенку книжку

Среди факторов, влияющих на навыки чтения, специалисты называют доступ к материалам (учебники, художественная литература, газеты, журналы, энциклопедии, словари); время, уделяемое чтению в классе и дома; а также вовлечение родителей в этот процесс.

В ходе исследования выяснилось, что около 80 процентов учащихся имеют дома менее 15 детских книжек, а 15 процентов и вовсе не имеют детской литературы. Около 53 процентов проверенных классов не имели других материалов для чтения в школе кроме учебников; около 26 процентов кабинетов имели дополнительную литературу, но она не была использована во время наблюдаемых уроков. И только 21 процент посещенных классов имели материалы для чтения в дополнение к учебникам, которые были использованы на уроке.

На вопрос, читают ли дети самостоятельно дома, 90 процентов ответили положительно, но в основном они читают учебники. 84 процента родителей подтвердили, что читают вместе с детьми, но речь также идет лишь об учебниках.

«Дети действительно стали мало читать, особенно в старших классах. Иногда интересуешься, есть ли дома у ребенка какая-то литература, хотя бы старая газета. А тот отрицательно качает головой, - сетует учитель русского языка и литературы сельской школы Сокулукского района. – Оттого и диктанты пишут с десятками ошибок, хоть и диктуешь буквально по слогам. И отвечают с трудом, а ведь стараешься все рассказать, разложить по полочкам».

Фундамент для успешного будущего

«Начальная школа – это база, в которой закладывается будущее не только конкретного человека, а всей страны. И это на самом деле не пафос, - подчеркивает директор НЦТ Артур Бакиров. - Обязательно необходимо разработать какие-то механизмы работы с сообществом, делать упор на родителей. Какие-то методички, пособия разработать, чтобы они правильно воспитывали детей, беседовали, занимались с ними».

Большую проблему представляют и подростки, которые вообще нигде не учатся либо бросили школу, так как вынуждены работать.

По словам главы ОФ «Институт детства» Нуржамал Джакубовой, ежегодно выявляют десятки детей, которые нигде не обучаются. «Встречались даже юноши в возрасте 21-23 лет, которые читать и писать не умели. А мы не могли им никакую альтернативу предложить, - сетует она. - По данным переписи населения 2009 года, выявлено около 3 тысяч граждан от 15 до 24 лет, которые совершенно не знают грамоты. И с каждым годом число таких детей будет только увеличиваться. Да, есть механизм выявления семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мы их выявим, а что дальше? Дети так и останутся со своей проблемой. Дело в том, что нет типового положения о вечерних школах. Есть 4 нормативных документа от 1995 года, в которых вечерние классы отнесены к коммерческим. То есть дети из бедных семей вынуждены работать, чтобы выживать, да еще и платить за вечернюю школу. Естественно, они этого делать не будут».

«Минобразования разработало проект, но Минфин не пропускает, поскольку требуется дополнительная оплата труда. В рамках проекта мы доплачивали учителям начальной школы в городе Бишкеке и Оше, подготовили материальную базу, отремонтировали по два кабинета. Но в декабре проект заканчивается. А дети куда? Что с ними будет? Сначала ребята стеснялись, не приходили, а потом стали с удовольствием прибегать с работы в белых рубашках. Я не знаю, как им в глаза посмотреть. Учителя готовы работать, но не бесплатно же! Тем более что эти дети особенные, им нужна выравнивающая программа. А ведь это вопрос национальной безопасности. Как легко этих молодых людей, у которых нет определенных ценностей в жизни, повернуть на противоправный путь», - предупреждает Нуржамал Джакубова.

Таланты из глубинки

Хочется верить, что пока не все потеряно. Тем более что повод для гордости есть. На V Международном фестивале «Пушкинское лето-2014», прошедшем в Душанбе (Таджикистан), учащиеся старших классов (с 7-го по 10-й) из Таласской области, напомним, заняли призовое место среди команд СНГ.

Команда школьников блестяще выступила под руководством учителя русского языка средней школы имени Арыстанова села Кен-Арал Бакай-Атинского района Автандила Назаркулова. В конкурсе чтецов в одной из самых сложных номинаций - «Выразительное чтение прозы» 1-е место занял Каримжан Исламжанов, исполнив отрывок из «Капитанской дочки». А в номинации «Выразительное чтение поэтических произведений» 2-е место заняла Айжан Рысбек кызы, исполнив отрывок из «Бахчисарайского фонтана».

«Мы доказали, что и глубинка может добиться успеха на международном уровне, - сказал в интервью ИА «24.kg» Автандил Назаркулов. – Всего в команде было 6 учеников из разных школ области. Это действительно талантливые дети, и большое спасибо учителям-русистам за хорошую подготовку детей. А я лишь шлифовал на последнем этапе. В любом регионе есть талантливые дети, просто их надо отобрать и работать с ними. Тогда они сразу заблестят».

Автандил Назаркулов перечисляет целый ряд проблем слабых навыков школьников. «Во-первых, это кадровый вопрос. Лучшие учителя уходят, остаются «средние», так скажем, и педагоги предпенсионного возраста. Во-вторых, русский язык стал иностранным, особенно для учеников из сельской глубинки. И, в-третьих, учебники морально устаревают. Необходимы наглядные материалы, адаптированные к нашим условиям. С новым поколением детей нужно говорить на их языке, чтобы как-то заинтересовать. Скажем, увлекается молодежь Интернетом и компьютером, и учитель должен быть с новейшими технологиями на ты. Влияет и перегруженность школ. Раньше класс делили на подгруппы при изучении языка. Легче преподавать 8-10 ученикам, нежели 25-30. Иначе больше времени уходит на вопросы дисциплины. И самое главное – дайте достойно оплачиваемую кружковую работу. Тогда уже можно работать с заинтересованными детьми». 

Популярные новости
Бизнес