15:34
USD 69.50
EUR 79.10
RUB 1.04

Школьный рэкет. Затишье перед бурей?

Лето – традиционная пора затишья в школьной среде. Чего не скажешь о начале учебного года – поборы, первые конфликты учащихся, жалобы родителей… Пока учителя и администрация образовательных учреждений отдыхают и готовятся к началу учебы, в Бишкеке презентовали исследование о проблеме школьного рэкета, подготовленное экспертами Гражданского союза «За реформы и результат» в партнерстве с Saferworld. О чем говорится в документе?

НЕпримерные детки

По данным Нацстаткома, в 2014 году в стране зафиксировали 1 тысячу 21 преступление, совершенное 14-17-летними подростками. Это чуть более 6 процентов от числа всех совершенных в стране правонарушений. Межведомственный координационный совет по ювенальной юстиции при правительстве КР сообщил, что в 2015 году уровень подростковой преступности в республике вырос на 0,4 процента по сравнению с 2014-м. Крайне тревожной остается проблема насилия в школьной среде. По данным того же межведсовета, в 2015 году зафиксирован 101 факт школьного рэкета. Эксперты предполагают, что официальная статистика лишь отдаленно отражает реальное положение дел с данной проблемой. С этим негативным явлением связывают и другую тревожную проблему - суициды среди несовершеннолетних.

Согласно исследованию, школьники начинают испытывать на себе проблемы вымогательства со стороны старшеклассников, а также сверстников, с 6-7 класса (12-13 лет). Формы вымогательства разные - как с применением физического насилия, так и без него. По словам респондентов, в последнее время все чаще практикуется вторая, когда старшеклассники (напрямую или через сверстников) просят одолжить деньги, при этом жертва изначально знает, что их не вернут. Предметом вымогательства становятся деньги (от 20 сомов и выше), телефоны, а в некоторых случаях и одежда или другие ценные предметы.

«Старшаки собирают все телефоны учеников в одну кепку. В итоге они забирают самую лучшую сотку, остальные возвращают. Телефон потом относят в ломбард, берут деньги, а чек возвращают тому, у кого отобрали телефон, чтобы он мог его выкупить», - рассказывает один из опрошенных учеников школы.

«Усиливается проявление относительно новой формы вымогательства: школьники принуждают своих сверстников или тех, кто младше, выполнить определенную работу, например, на поле или в доме. Таким образом, рэкет обретает скрытые формы, которые трудно квалифицировать как правонарушение или уголовное преступление. В результате педагогическому коллективу и инспекторам по делам несовершеннолетних (ИДН) все сложнее выявлять подобные факты, а значит, и эффективно противостоять насилию и случаям вымогательства. Существуют случаи, когда выпускники школ требуют со старшеклассников, а последние вымогают у тех, кто младше», - приводятся примеры в исследовании.

Ботаники, «смотрящие» и «тортики»

По словам экспертов, школьный рэкет является проявлением получившего распространение в учебных заведениях культа силы. «Самыми влиятельными учениками зачастую являются физически сильные подростки с доминирующим, агрессивным поведением. В школьной среде получили распространение сленговые обозначения различных категорий учащихся: «ботаники», «драчуны», «тортики». К первой группе чаще всего относят тех, кто получает хорошие оценки, не участвует в драках и не является частью неформальной группы, именуемой «кругом» или «толпой». «Драчуны» - это в основном школьники с агрессивным поведением, которые занимаются рэкетом. «Тортиками» называют тех, у кого плохая успеваемость в учебе, а также не склонных к агрессии.

Подростковая субкультура вбирает в себя термины, модели поведения и структуру, присущие взрослому криминальному миру. Неформального лидера школы называют «смотрящим». «Круг» устанавливает правила и следит за их исполнением. Те, кто не попадает в данную неформальную группу (в основном из числа физически слабых детей) может стать изгоем и зачастую жертвой для издевательств и вымогательства. Нахождение в «круге» не гарантирует защиту от рэкета, и в большинстве случаев дети находятся в нем из-за страха стать изгоями», - отмечают авторы документа.

«Неформальные лидеры есть и в классах. Они непосредственно подчинены «смотрящему» школы и обеспечивают поведенческий контроль над учениками класса. В свою очередь они могут быть наказаны за отступление от правил других учащихся. Помимо «смотрящего» в неформальном круге есть «зажигалы», «решалы» и иные, которые выполняют свои роли. «Круг» организует свои собрания - «сходняки», на которых физически наказывают тех, у кого есть провинности («косяки») с точки зрения неформальных правил «круга». Такая атмосфера в школе негативно влияет на успеваемость учащихся. Неформальные лидеры школы могут входить в союзы с лидерами других учебных заведений. Иногда деньги вымогаются для оказания поддержки лидерам других школ», - говорится в исследовании.

Из анкет учащихся: «Выпускники прошлых лет звонят «старшакам», называют сумму сбора денег у школьников и дают срок. В 2015 году сумма составляла 8 тысяч сомов».

Знают и молчат

«Можно предположить, что, не имея привлекательных в текущей социальной действительности альтернатив, подавление и унижение других становятся способами самоутверждения. Зачастую дети, которые стремятся учиться и интеллектуально развиваться, подвергаются прессингу, что снижает уровень их успеваемости и желание посещать школу. Такого рода среда создает благоприятную почву для устойчивости школьного рэкета. Беспокойство вызывает и влияние криминальной субкультуры на поведение детей, что приводит к усилению расслоения в детской среде на основе насилия. У этого явления есть еще одно возможное последствие: различные «круги» в школе могут стать социальным лифтом для отдельных молодых людей во взрослый криминальный мир. Проблема школьного рэкета также относится к учащимся девочкам, но масштабы этого явления среди них меньше», - поясняют аналитики.

По их словам, учащиеся школ и субъекты профилактики по-разному оценивают уровень распространения школьного рэкета. Администрации школ и представители ОВД признают существование школьного рэкета, но склонны преуменьшать его масштабы, что может объясняться как нехваткой информации, так и стремлением сохранить свою репутацию. Среди них бытует мнение, что за последнее время количество случаев рэкета сократилось вследствие эффективной профилактической работы. Такого мнения придерживаются и отдельные представители гражданского общества.

Но результаты исследования показывают: проблема сохраняется, а в некоторых случаях (местностях) и усугубляется. В то же время обнаружено, что в отдельных школах эта проблема больше не является актуальной.

Наиболее распространенными способами изучения ситуации с рэкетом являются установка ящиков доверия, анонимное анкетирование школьников, беседы учителей и ИДН с учащимися.

Опрошенные школьники подтверждают, что в их учебных заведениях проводятся различного рода опросы по этой проблематике и существует ящик доверия. Есть единичные случаи использования его учениками, чтобы сообщить о проблеме, но чаще всего они боятся информировать об этом даже через такой анонимный инструмент. По их словам, велика вероятность, что неформальные лидеры узнают о жалобе и накажут. По той же причине подростки предпочитают молчать о проблеме на встречах с ИДН и учителями.

Респонденты утверждают, что школа и ИДН неспособны обеспечить заявителям безопасность, поэтому информировать их о проблеме бесполезно или даже рискованно. При этом ряд школьников утверждают, что инспекторы знают, кто из учеников занимается вымогательством, но не могут это доказать либо просто закрывают глаза на проблему.

По словам самих ИДН, они часто привлекаются для работы, не связанной напрямую с работой с несовершеннолетними, что повышает их загруженность и негативно влияет на эффективность профилактической работы. Оценка успешности работы ИДН по профилактике правонарушений зависит от количества поставленных и снятых с учета несовершеннолетних. Должно наблюдаться движение в цифрах: 2-3 подростка, поставленных на учет за квартал, а также снятых с учета. В обратном случае оценка работы инспектора будет отрицательной.

Администрация школы, по данным исследования, зачастую склонна преуменьшать или умалчивать наличие проблемы школьного рэкета. По словам респондентов, основная причина замалчивания - карательные меры со стороны управления образования. Кроме того, руководство учебного заведения заинтересовано в создании положительного имиджа школы, в которой отсутствует насилие. В то же время должностные лица из министерств отмечают: поощряется, когда директора открыто говорят о существовании проблемы, а замалчивание и непринятие мер наказываются. Однако согласно приказу Минобразования от 15 мая 2015 года одним из критериев оценки работы руководителей организаций дошкольного и школьного образований является отсутствие зарегистрированных фактов рэкета и других форм насилия.

Министр образования и науки Эльвира Сариева не стала комментировать ИА «24.kg» свою позицию по данному вопросу.

Общими усилиями

«В тех школах, где больше контроля и мониторинга со стороны государственных органов, рэкета меньше. Это можно сказать о Бишкеке, Оше, где за каждой школой закрепили по сотруднику ИДН. Но в регионах, где на 12-15 школ один сотрудник, у которого нет транспорта и ресурсов для контроля, таких случаев, естественно, больше. Пока в каждой школе не будет по одному инспектору, ситуация не изменится. Другое дело, что делать упор лишь на контрольные функции государства будет неправильно. Большое внимание надо уделять повышению правового сознания самих учеников - как жертв рэкета, так и вымогателей. Нужно говорить о том, что нельзя унижать чужое достоинство. Кроме того, у нас очень много детей, которые остались без родительского присмотра из-за миграции. Отсутствие контроля со стороны семьи тоже не может не сказываться», - считает глава ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.

«Проблема насилия среди подростков - это проблема не только детей, которых поймали на этом, но также их семей и окружения, - подчеркивают авторы исследования. - Недостаточно, чтобы только ИДН, педагоги и социальные работники занимались проблемами насилия среди детей, нужно чтобы и родители, и все другие социальные структуры вовлекались в эти процессы».

Начало учебного года покажет готовность всех сторон к взаимодействию. 

Популярные новости
Бизнес