14:57, 21 июля 2016, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
В Кыргызстане покупатель не только не прав, но еще и должен платить компании за ее недочеты. Речь о взаимоотношениях абонентов и ОсОО «Газпром Кыргызстан». Заходя на рынок республики, монополист обещал золотые горы в виде бесперебойной подачи топлива, полной газификации и отлаженной работы структурных подразделений. Однако мечты потребителей не сбылись.
Сбой в системе
Абонент П.П., проживающий в Свердловском районе Бишкека, в 2009 году установил прибор учета газа с электронной картой. Тогда ОАО «Кыргызгаз» чуть ли ни принуждало владельцев частных домов переходить на систему предоплаты. Счетчик работает по принципу: топливо поступает, пока есть на карте деньги.
После продажи «Кыргызгаза» российскому монополисту все абоненты должны были перезаключить договор. Пострадавший П.П., как добросовестный потребитель, выполнил все условия поставщика. Тут-то и начались чудеса.
По прибору учета он потреблял газ в объеме, предварительно оплаченном через электронную карту. Работники «Газпром Кыргызстан» периодически наведывались к абоненту и сверяли показания. Однако в марте 2015-го ему принесли квитанцию, по которой он должен оплатить 33 тысячи 977 сомов.
Следует отметить, что система предоплаты тем и хороша, что потребитель сам контролирует процесс оплаты. Квитанции он не должен получать в принципе.
Поняв, что произошла путаница, П.П. подал заявку на снятие счетчика на поверку, который явно работал некорректно. На момент снятия показаний разница между электронной и механической частью составила 3 тысячи 716 кубометров. По результатам поверки филиалом «Метрологии и технического сервиса» ОсОО «Газпром Кыргызстан» вынесено заключение о непригодности счетчика к использованию.
Поставщик предложил разобраться конфликтной комиссии, которая пришла к выводу, что выявленная разница считается задолженностью за потребленный газ. Произвести перерасчет компания отказалась. Несмотря на то, что счетчик работал неисправно не по вине потребителя, он все равно должен погасить долг.
Газовики даже отказались подключать газ и ставить новый прибор учета. В итоге подали на П.П. в суд, а он ответил встречным заявлением.
По букве закона
Согласно техническому заключению, газовый счетчик по метрологическим параметрам является негодным (по состоянию счетного механизма – на 50 процентов не реагирует на расход газа, топливо не пропускает, имеется износ рабочей камеры). Вместе с тем, по тому же заключению вмешательства в работу прибора нет, пломба не нарушена. Это доказательство того, что абонент не должен платить по показаниям неисправного счетчика. Другим свидетельством неисправности является сам факт образования задолженности по карте предварительной оплаты. При использовании загруженного объема система должна автоматически прекратить подачу газа.
По закону «О защите прав потребителей» измерительные приборы индивидуального учета являются собственностью продавца и им обслуживаются. Схожее условие предусматривает договор на поставку природного газа. В нем же указано, что счетчики должны сниматься на поверку каждые два года. По закону «Об обеспечении единства измерений» приборы учета подлежат первичной и последующим поверкам. Таким образом, к эксплуатации допускаются только те счетчики, которые соответствуют требованиям ГОСТ и внесены в государственный реестр. Они должны иметь паспорт, сертификат соответствия.
Юрист Максатбек Маматкаримов, представляющий интересы абонента, рассказал ИА «24.kg», что произвести поверку счетчика никто не смог. «Я обратился в Государственный центр экспертиз при Министерстве юстиции, объяснил ситуацию. Специалисты ответили, что могут провести экспертизу на предмет вмешательства, а не корректно ли он работает. Я пошел в «Кыргызстандарт». Там тоже не смогли проверить прибор», - отметил он.
Срок поверки счетчика истек в январе 2011 года. С момента его установки газовики ни разу не снимали его. Заведомо зная о неисполнении своих прямых обязанностей, «Газпром Кыргызстан» выносит решение о начислении задолженности на основании показаний счетчика с истекшим сроком поверки.
Виноват поставщик, но платит потребитель
Газовики настаивают, что в марте 2015-го абонент потребил 1 тысячу 136 кубов топлива. Однако выписки из лицевого счета свидетельствуют, что зимой он ежемесячно использовал не более 350 кубов. Возникает вопрос, как в марте он мог сжечь почти в 4 раза больше, чем зимой?
В «Газпром Кыргызстан» ответили, что потребитель мог включить отопление, открыть настежь окна и благополучно израсходовать газ. Логику в этом найти сложно.
В январе и марте П.П. пополняет карту на 4 тысячи 990 сомов и 4 тысячи 997 сомов. Впоследствии эти деньги незаконно списаны в счет погашения необоснованно начисленной задолженности за природный газ в сумме 48 тысяч 790 сомов.
Пострадавший обратился в Государственное агентство антимонопольного регулирования, которое пришло к заключению, что газовый счетчик неисправен. Согласно утверждению представителей «Газпром Кыргызстан», электронная часть прибора учета неисправна, а механическая работает корректно. По ней и произведен расчет потребления газа. «Указанный расчет по механической части вызывает сомнения, так как в заключении говорится о неисправности счетчика в целом», - указывается в письме.
Суд согласился, что оплата за природный газ завышена. С апреля 2009-го по май 2015-го абонент в среднем в год использовал топлива на 11,5 тысячи сомов, а сумма, выставленная поставщиком, фактически составляет четырехлетнюю норму потребления. В связи с тем, что определить точное время поломки прибора учета невозможно, абоненту произвели перерасчет по количеству проживающих лиц, отняв переведенные на карту 4 тысячи 990 сомов и 4 тысячи 997 сомов. Итого к оплате получилось 20,6 тысячи сомов.
Перерасчет производился по постановлению правительства от 27 мая 2013 года «Об утверждении временных правил поставки и пользования природным газом». Данные правила действовали до 1 апреля 2014-го, по истечению этого срока газовики должны были разработать новый документ. «Судья вынес решение, руководствуясь постановлением, утратившим силу. Новое положение так и не приняли. Министерство экономики разъяснило, что документ действителен только до 1 апреля 2014-го», - сказал Максатбек Маматкаримов.
Несмотря на явные противоречия и нарушения законов, суд обязал абонента погасить возникшую по вине «Газпром Кыргызстан» задолженность.
По словам директора филиала «Метрологии и техсервиса» Урмата Бакыт уулу, сотни тысяч приборов учета по республике подлежат замене. «Точную цифру назвать не могу, это коммерческая тайна. «Кыргызгаз» редко снимал счетчики на поверку, хотя ее необходимо проводить каждые два года, - отметил он. – Все спорные случаи рассматривает конфликтная комиссия. Если метрологи выявляют следы вмешательства и порчи прибора, виноват потребитель. Если выявлен заводской брак, за счет компании устанавливают новый счетчик».
А что же делать с начисленной задолженностью? Заместитель директора филиала Азамат Жайлобаев рассказал, что необходимо смотреть счет абонента и последнюю оплату. «Может быть, он не платил год, и образовалась такая задолженность. Выяснить, когда именно прибор учета вышел из строя, невозможно. Бывают такие случаи, что клапан не срабатывает и подача газа не прекращается», - добавил он.
По его словам, филиал занимается только выяснением причин некорректной работы счетчиков, а начислением и списанием долгов – «Бишкекгаз», который ссылается на конфликтную комиссию и направляет в суд.
Замкнутый круг. Впереди у пострадавшего абонента еще долгие судебные разбирательства. Это только одна история из множества. Зачастую люди не замечают, что счетчик работает неправильно, а если обнаружат неисправность, не хотят связываться с газовиками, зная, что правда не на их стороне.