В Кыргызстане проблема насилия в школьной среде остается крайне тревожной. Об этом говорится в аналитическом документе, подготовленном экспертами Гражданского союза «За реформы и результат» в партнерстве с Saferworld.
Исследование основано на опросах, интервью, фокус-группах с учащимися и учителями школ, сотрудниками Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), представителями соответствующих министерств и ведомств, а также гражданского общества.
«Авторский коллектив сделал вывод: официальная статистика лишь отдаленно отражает реальное положение дел. По данным межведомственного координационного совета по ювенальной юстиции при правительстве КР, в стране за 2015 год зарегистрирован 101 факт школьного рэкета. Однако результаты исследования позволяют предположить, что количество случаев значительно больше. Выявлено несоответствие между высказываниями учеников, работников образования и милиции. Учителя нередко пытаются скрыть наличие случаев школьного рэкета в их учебном заведении, поскольку это может негативно отразиться как на имидже школы, так и стать результатом карательных мер со стороны территориального управления образования», - говорится в сообщении.
«А между тем учащиеся подвергаются насилию не только со стороны своих сверстников, но также и выпускников школ. Предметом вымогательства становятся денежные средства, мобильные телефоны, одежда и другие ценности. Усиливается проявление новой формы рэкета – эксплуатация. Те, кто сильнее или старше, принуждают школьников выполнять определенную работу в доме или на поле. Также получила распространение форма вымогательства, когда забирают телефон у учащегося и сдают в ломбард. В последующем жертва может выкупить свой телефон», - приводят примеры авторы документа.
«Сейчас культурно берут - «Одолжи, завтра отдам». Без насилия, спокойно, даешь деньги, зная, что все равно не вернут» - рассказывает один из опрошенных учеников школы.
«Школьный рэкет обретает скрытые формы, которые трудно квалифицировать как правонарушение или уголовное преступление. В результате педагогам и ИДН все сложнее выявлять подобные факты. Подростковая субкультура вбирает в себя термины, модели поведения и структуру, присущие взрослому криминальному миру. В отдельных школах существуют «круг», «толпа», где есть неформальный лидер – «смотрящий». «Круг» организует свои собрания – «сходняки». Такая атмосфера в школе негативно отражается на успеваемости», - отмечается в исследовании.
Его авторы предлагают правительству и другим сторонам ряд рекомендаций. Одна из главных – разработать и принять Национальную стратегию профилактики правонарушений, выделив в ней комплексную работу с несовершеннолетними. Министерству образования предлагается внести изменения в критерии оценки школ. Для того чтобы проблема не умалчивалась администрацией учебного заведения, необходимо предусмотреть критерии, которые будут стимулировать руководство школы к устранению этой проблемы. Министерству внутренних дел рекомендуется использовать в своей работе новые технологии. Например, создание интернет-платформы для обеспечения анонимности сообщений о случаях школьного рэкета.
Рекомендации будут направлены всем соответствующим структурам.