Архитектура с душой: Амир Идиатулин о том, как города становятся живыми

10:00, 12 ноября 2025, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

Амир Идиатулин с отличием окончил Кыргызско-Российский Славянский университет по направлению архитектура.

В 26 лет, в 2008 году, создал бюро IND (Россия, Москва). Сегодня в нем работают более 300 профессионалов. Филиалы компании действуют в Санкт-Петербурге, Ташкенте и Дубае.

Амир Идиатулин — лауреат Архитектурной премии Москвы—2024 за проект Технопарка креативных индустрий «Густав» и престижной мировой награды в области архитектуры WAF—2024 в категории The Best Future Culture Project за проект креативного кластера в Эр-Рияде.

Он в составе жюри WAF—2025, который пройдет в ноябре в Майами, США. Является членом Союза архитекторов России и Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP).

Амир Идиатулин рассказал 24.kg о пути от первых проектов в Бишкеке до международных наград, о том, как архитектура помогает формировать города будущего и почему он мечтает реализовать проект в Кыргызстане.

Фото из архива собеседника. Амир Идиатулин
— Амир, когда вы переехали в Москву? Что вас подтолкнуло к этому?

— Переехал в Москву в 2005 году после окончания КРСУ. Планировал поступить в аспирантуру, даже сходил в Московский архитектурный институт. Но потом понял, что это не для меня — не хотелось еще несколько лет провести в университете. Через месяц устроился в Московский филиал архитектурного бюро Цыцина «Монарх». Там работал несколько лет до основания собственной компании.

— С чего начался ваш профессиональный путь?

— Самый первый заказ был на графический дизайн на втором курсе. Я делал дизайн визиток, было интересно экспериментировать с шрифтами, цветом и графикой. Однажды был заказ на дизайн рекламы на автобусах. Приятно было видеть, как они с твоим дизайном разъезжали по городу.

Полноценно архитектором я стал работать с третьего курса в компании «Реал Проект» в Бишкеке — проектировал интерьеры квартир и офисов, фасады зданий и станцию технического обслуживания. Кстати, этот проект стал моим первым реализованным объектом, я тогда учился на пятом курсе.

С теплом вспоминаю эту работу, коллеги поддерживали и наставляли, особенно главный архитектор бюро Алексей Блиновский — первый наставник в профессии, и Геннадий Блиновский — его отец и глава компании, главный конструктор.

— В 2008-м вы открыли собственное архитектурное бюро. Какие проекты для вас особенно важны?

Справка

IND входит в список лучших архитектурных бюро России по версии Forbes Russia (2023) и специализируется на проектировании коммерческих, общественных и жилых зданий, объектов образовательной сферы и light industrial, создании мастер-планов и стратегий развития городов, территорий и рекреационных зон. В портфолио IND более 150 проектов.

— За 17 лет работы бюро мы прошли длинный путь. Когда я его основал, наш офис был в коттеджном поселке в нескольких километрах от МКАДа. Я забирал коллег на машине на конечной станции метро, и мы ехали на работу. С одной стороны, это был напряженный и непростой период, с другой — можно было создавать проекты так, как нравилось именно нам. Первые сотрудники — одногруппники и ребята из КРСУ, которых я ранее пригласил в Москву для работы у Цыцина.

Первым заказом стал коттеджный поселок. Это был большой заказ, после него мы стали искать других клиентов. Активно занимались интерьерами, чаще частными. Постепенно стали переключаться на коммерческие интерьеры — в основном, офисов.

Офисный дизайн — до сих пор одно из флагманских направлений IND. Когда-то мы проектировали отделения банков, после — их штаб-квартиры. Активно росли в этом направлении, сотрудничали годами с большими заказчиками.

Например, для компании «Сибур» делали несколько офисов, мультифункциональные помещения по всей стране, трансформировали концепцию дизайна помещений для всего холдинга.

Несмотря на то, что с офисами у нас все было хорошо, мне хотелось большего. Мы стали заниматься архитектурой. Сначала малыми формами, шоу-румами для жилых комплексов, а потом и большими проектами. В 2013 году получили первый заказ — редевелопмент фабрики «Большевик» в комплекс апартаментов. В 2016 году проект реализовали.

предоставлено собеседником. Комплекс апартаментов «Большевик»
предоставлено собеседником. Комплекс апартаментов «Большевик»
предоставлено собеседником
предоставлено собеседником. Комплекс апартаментов «Большевик»
предоставлено собеседником. Комплекс апартаментов «Большевик»
После мы очень заинтересовались мастер-планами. Ведь это комплексный проект, который включает не только архитектуру, но и общую композицию, проектирование целого района, а то и города. Ты работаешь над архитектурой нескольких зданий, функциональным наполнением района, социокультурным программированием, над тем, чтобы район/город был живым, удобным, красивым.

В 2019 году сделали первый мастер-план города Дербента и заняли второе место. Работали в коллаборации с крутыми специалистами из Дании, Нидерландов и России. И поняли: это точно то, чем мы хотим заниматься дальше.

Особое внимание уделяем образовательным объектам. Активно проектируем школы. В Бурабае (Казахстан) в школе по нашему проекту уже учатся, был проект школы в Алматы. В Узбекистане сейчас на стадии реализации наш жилой комплекс.

— Как изменился ваш подход к дизайну и реализации проектов с годами?

— Сейчас мы проектируем с учетом устойчивости, чтобы пространства были мультифункциональные и могли меняться с учетом новых вызовов. Простой пример — школа, ее пространства можно использовать после окончания учебного дня для занятий спортом или воркшопов, встреч жителей района в выходные или по вечерам.

Это может внести огромный вклад в развитие добрососедства и формирование сообществ. Такие вещи мы предусматриваем в проектах. Мы делаем пространства удобными для людей, чтобы им было максимально комфортно здесь жить и работать.

— Чем можно «пожертвовать» в проекте, а что обязательно оставить на высоком уровне?

— Нам, архитекторам, всегда приходится чем-то жертвовать. Ведь мы создаем не только творческий, как, например, художники, но и материальный проект, который будет реализован из бетона, камня и стекла. Мы можем придумать очень оригинальное, сложное здание, но будет ли на это бюджет у заказчика?

Мне в архитектуре нравится, что мы работаем в нескольких измерениях. Создаем узнаваемые и функциональные объекты, но при этом учимся, понимаем экономику проекта, узнаем о людях, которые будут потом взаимодействовать с объектом, например, покупать квартиры в жилом комплексе.

предоставлено собеседником. Мастер-план города Дербента
предоставлено собеседником. Мастер-план города Дербента
предоставлено собеседником. Мастер-план города Дербента
предоставлено собеседником. Мастер-план города Дербента
предоставлено собеседником. Мастер-план города Дербента
— Какие главные уроки вы извлекли из реализованных проектов, и как они влияют на вашу текущую работу?

— Урок, по сути, один — внимательно общаться с заказчиком, детализировать техзадание и понимать целевую аудиторию, причем как свою — собственно заказчика, так и его — клиентов/сотрудников/жильцов.

По поводу изменений в ходе строительства: конечно, они бывают в каждом проекте. Это нормально, потому что строительство — это масштабный проект с огромным количеством составляющих. Поэтому в команде всегда должен быть архитектор. Некоторые думают, что его работа — это нарисовать эскиз и сделать проектную документацию, но в процессе строительства возникает очень много вопросов.

Я убежден, что архитектурное сопровождение проекта — обязательная составляющая для его успешной реализации, когда заказчику понятно, что есть надзор, а архитектор не стыдится «своего» проекта, который сильно изменился. Часто я сталкивался с тем, что архитектор создал красивую идею, а реализовали все очень плохо без его надзора.

— Насколько важен для вас срок реализации проектов и как вы находите баланс между скоростью и качеством?

— По поводу сроков строительства много споров. С одной стороны, хочется создавать медленные проекты. Вдумчиво, качественно, вкладывая много сил в каждый этап. Но посмотрите, с какой скоростью несется мир, и архитектура, естественно, реагирует на общее ускорение, здания строятся быстрее.

Не могу сказать, что сегодня скорость означает ухудшение качества. Это закономерно, потому что у нас появилось больше возможностей в той же автоматизации процессов. Но и помимо нее мы можем, например, привлекать строителей из других стран, соответственно, больше рабочей силы; появились новые материалы.

В то же время архитектура сейчас более изменчива. Если раньше строили храмы, которые формировали ткань города столетиями, то сейчас здания быстрее стареют — изнашиваются материалы, меняется функциональность.

Да, процесс ускорился, и этому способствует прогресс. Это нормальный процесс, при адекватном управлении качество проекта не снижается.

предоставлено собеседником. Школа в Бурабае
предоставлено собеседником. Школа в Бурабае
предоставлено собеседником. Школа в Бурабае
предоставлено собеседником. Школа в Бурабае
предоставлено собеседником. Школа в Бурабае
— Какие примеры успешной архитектуры или урбанизма в мире вас вдохновляют?

— Меня много что вдохновляет. Недавно был на Сицилии и в музее увидел красивую лестницу. Здание XVII-XVIII веков, а лестница — годов 1980-х, и эту комбинацию очень качественно сделали, такое наслоение времен. После я почитал об архитекторе, который это сделал. Небольшая деталь, но очень вдохновляющая.

В целом архитектору важен визуальный опыт, который надо постоянно развивать. Например, меня вдохновляют горы, их сила, мощь, энергетика. В университете мы постоянно ходили в горы. Ярко помню первый трекинг, когда из Алматы ходили на Иссык-Куль через несколько ущелий. Меня впечатлило сочетание серых скал и бежевого мха на них. Потом я использовал это в проекте.

Если говорить о конкретных примерах, то недавно у себя в Telegram-канале я рассказывал об аэропорте Бархас в Мадриде — отличный пример яркого архитектурного образа и продуманного проектирования в сложном объекте.

— Насколько важно в работе учитывать локальный климат, материалы, традиции и культуру, и как вы это делаете в своих проектах?

— Очень важно. Я убежден, что архитектура и дизайн должны учитывать историю места, быть аутентичными. При работе с проектами в новых локациях мы тщательно изучаем страну/регион. Например, мы делаем проекты в Дубае, ОАЭ. Для этого ездили несколько раз на площадку. Общались с местными проектировщиками и тесно работали с ними, тщательно изучали местные строительные нормы, климат, как в нем изнашиваются материалы. Погружались в культуру, изучали историю.

Мы практикуем партисипаторное проектирование. Объясню на примере. Когда работали над мастер-планом Дербента, мы поехали туда, много гуляли, смотрели на город, общались с местными жителями, провели несколько сессий с активными сообществами, на которых из первых уст узнали, что за люди живут в Дербенте, чем занимаются, как зарабатывают, чего им не хватает сегодня, от чего хотели бы избавиться. Никто не расскажет о месте больше, чем его жители.

Фото из архива собеседника. Амир Идиатулин с партнерами бюро: слева - Андрей Сидоров, справа - Равиль Мураков
— Бывало так, что планировалось одно, а в жизни получилось другое?

— Конечно. Это правда жизни любого архитектора. Это не очень приятно, но объяснимо. Построить дом — это большая задача. Бывает, что бюджет проекта меняется: какие-то материалы сложно достать, и девелопер их заменяет другими, думая, что будет не очень большая разница. Какие-то решения оптимизируют, где-то меняют материалы, и в итоге проекты на картинке и в жизни сильно отличаются. Как и любому архитектору, мне это не нравится.

Чтобы минимизировать такое, работаем с полным циклом проекта: не только концепция, но и детальное проектирование, инженерия, конструкции.

Мы работаем в BIM (Building Information Modeling). Это технология создания информационной 3D-модели здания, которая объединяет все данные о проекте: архитектуру, конструкции, инженерные системы, материалы, сроки и стоимость.

— Как кыргызское происхождение влияет на ваш архитектурный стиль и подход к проектам сегодня?

— То, что я родился, рос и учился в Кыргызстане, сформировало мою большую страсть — любовь к горам! Именно там я перезагружался, отключался от рабочих процессов и придумал какие-то идеи, как архитектурного, так и управленческого порядка. Но с точки зрения стилистики, не думаю, что это оказало на меня влияние. Мы живем в глобальном мире, архитекторы из Китая строят в Америке, а американцы — в Китае.

Кстати, мы тоже проектировали в Китае: делали концепции музея и иммерсивного театра, последняя взяла престижную награду. Архитектура отвечает на контекст, на запрос. Создавая объект, я учитываю местную айдентику, а не ту, которая ранее сформировалась у меня в голове.

— У вас богатый опыт работы в России с крупными проектами — офисы, редевелопмент, хосписы. Есть ли идеи или планы реализовать подобные проекты в Кыргызстане?

— Конечно, хотелось бы. Сейчас мы приступаем к одному очень интересному проекту на Иссык-Куле, пока не могу рассказать, но позже обязательно напишу о нем в своем Telegram-канале.

— Если бы вам дали задание спроектировать общественное пространство в Бишкеке — парк, центр, новый город или микрорайон — что бы вы предложили как концепцию?

— Вопрос заставил вспомнить, как мы в университете делали проект парка в Бишкеке. Понятно, что он не реализован и остался в стадии (студенческой) концепции, но пунктик по этому поводу у меня есть. С удовольствием бы реализовал подобный проект. Или какое-то общественное пространство с социальной функцией, например, школу или детский сад.

Что предложил бы как концепцию, на это невозможно ответить, не имея конкретного технического задания. В зависимости от потребностей заказчика с удовольствием развернулся бы в национальную идентичность, будь такой запрос.

— В Кыргызстане нередко ведется параллельное проектирование и строительство. Чем это чревато?

— Необходимо обязательно делать стадию проектной документации, ее согласовывать, проходить экспертизу, а потом уже строить. И здесь параллельно можно делать стадию рабочей документации, ведь неизбежно будут корректировки, изменения.

Когда же ты параллельно совмещаешь эти процессы, нет возможности полноценно обдумать решения, откорректировать их. Ты выдаешь строителям чертежи, и исправить их невозможно, нельзя какую-то идею откатить назад. Это плохо, это ограничивает наш творческий полет и возможность переосмыслить то, что сделал. Ну и результат проигрывает потенциально возможному.

— Ваше видение: чего не хватает Кыргызстану, чтобы архитектура стала более качественной, устойчивой, привлекательной и полезной для людей?

— Думаю, сейчас основной вызов в Кыргызстане — это проблемы, связанные с экологией, устойчивым строительством.

Из-за высокой урбанизации сильно падает качество жизни: это качество воздуха, плохая экология, высокая плотность населения.

Плюс глобально повышается температура в городах. Когда температура слишком высокая и не очень комфортно, приходится пользоваться кондиционерами, а это дополнительно увеличивает температуру. Бишкек не продувается, это большая проблема.

Необходимо развивать агломерацию, потому что Бишкек не может вместить в себя все.

Также нужно поддерживать другие города в регионах. Создавать новые центры, в которых есть места приложения труда, рекреационные пространства, чтобы уменьшать внутреннюю миграцию. Это очень важно.