09:50, 21 июня 2016, Бишкек - 24.kg , Кемелбек КОЖОМКУЛОВ
Вопрос обретения национальной идеи в Кыргызстане остро встал сразу после развала Советского Союза. Прошла уже четверть века, но проблема эта и сегодня остается нерешенной.
Мы наш, мы новый мир построим
Разрушение устоев социума означало не только изменение экономических отношений, но и поставило перед новыми постсоветскими государствами задачи формирования совершенно новой идеологии, на которой базировалась бы духовная жизнь всего общества, нации. Вместо марксизма-ленинизма нужно было немедленно создать качественно иную национальную идею, соответствующую изменившимся реалиям. Задача была действительно трудной.
Большинство стран обратило свои взоры к дооктябрьскому периоду жизни своих народов, на щит поднимались национальные герои древней истории, по-новому осмысливались народные традиции и обряды, фольклор и т.д. Шел активный процесс ревизии исторического прошлого, поиск в нем ответов на злободневные текущие вопросы духовного происхождения.
Манас Великодушный
Однако по прошествии более чем двух десятков лет в КР не удосужились создать сколь-нибудь целостной программы, достойной называться национальной идеей кыргызского народа, его идеологической платформой. Над решением этой задачи трудились и идеологи нового Кыргызстана. Частично идеологический вакуум заполняли наспех внедренные в общество «Семь заветов Манаса».
Но как бы ни хотели инициаторы их продвижения, заветы не могли быть настолько всеобъемлющими документами, коими были когда-то программы КПСС. Они более напоминали постулаты морального кодекса строителей коммунизма, удивляя схожестью многих нравственных установок, провозглашенных в них.
Всяк канонер на свой манер
В условиях идеологического вакуума и четко выраженных духовных ориентиров Кыргызстан впал в идейный и нравственный кризис. В стране пустили глубокие корни коррупция и мздоимство, буйным цветом расцвело местничество, возродилось разделение на роды и племена, каждый из которых имеет теперь своих ханов и вождей.
При этом проявления национализма в обществе преподносятся порой как возрождение национального духа. Системный кризис наблюдается и в образовательной системе, в науке, культуре, в духовности. За пышными тоями и юбилеями мы не замечаем роста преступности, роста религиозного экстремизма, семейного и детского насилия.
Идеологическая палитра Кыргызстана в настоящее время поразительно пестра. В стране можно встретить людей с абстрагированными до невозможности идеями - от откровенно националистических взглядов до носителей явного экстремизма как религиозного, так и любого другого свойства.
Разнобой таких взглядов поражает. Носителями подобных идей являются преимущественно обыватели. Их фантазии нет предела. «При коммунистах мы были колонией центра», - заявляют одни. «Лучше бы мы вошли в состав Англии», - проклинают предков другие. «Если бы нас завоевали немцы, мы бы куда лучше жили», - разглагольствуют третьи. Это, конечно, единичные взгляды. Подобные далеко не научные, одиночные мнения встречаются, вероятно, в любой стране, в любом народе. Как правило, они звучат на кухне, в бане или в компании за рюмочкой спиртного.
Что написано пером…
Но диву даешься, когда вроде бы образованные люди высказывают сумасбродные, лишенные всякой логики мысли. Причем делают это публично, через газету. Вот что заявляет кандидат географических наук, доцент Ошского госуниверситета Байсал Сатыбалдиев в своем интервью газете «Жаны Ордо» от 13 ноября 2015 года: «Москва сильно заинтересована в возникновении периодических потрясений в Центральной Азии». Оказывается, по его словам, Москве это нужно, видите ли, для сохранения здесь рычагов влияния! И это говорит человек, который ежедневно ходит по известной в своем городе эстакаде – долгострою, на открытии которого президент страны А.Атамбаев всенародно заявил, что завершение его строительства стало возможным только благодаря личному содействию президента России В.Путина. Какие лекции читает этот доцент студентам - стоит только догадываться.
Открытие народного врачевателя, представленного читателю в качестве «доктора аюрведических наук» Жолдошбека Султан уулу газетой «Жаны агым» в номере от 15 января 2016 года, поражает не меньше. Мы узнаем, что некий канадский гражданин якобы рассказал ему историю о том, как в начале 90-х, в период распада СССР, существовал план раздела Кыргызстана. В соответствии с ним Нарынская область и Алай должны были отойти Китаю, ошские земли – Америке, а Таласская и Джалал-Абадская области должны были достаться Турции. Однако, как поведал канадец нашему земляку, этим программам воспротивился президент Казахстана Н.Назарбаев, а в дальнейшем почему-то за все это оправдывался В.Путин. «Это подтвержденные факты», - убеждает нас в своей правоте Жолдошбек Султан уулу. Да, можно лишь удивляться, какие еще «геополитические открытия» ожидают нас.
Вышеназванные примеры – это только то, что попало мне под руку, а сколько других подобных открытий ушло мимо – одному богу известно! И это все распространяется отечественными СМИ. О том, что происходит дальше, как эти сумасбродные идеи преломляются в сознании людей, и насколько люди могут мыслить критично – остается только догадываться.
Занесло на повороте
На днях беседовал с одним верующим молодым человеком и задал ему вопрос: «Как ты думаешь, кто нам ближе – Россия или Саудовская Аравия?» Он, не задумываясь, ответил: «Конечно, арабы нам ближе, потому что они мусульмане – наши единоверцы». Спрашивать, знает ли этот молодой человек о существовании таких организаций, как ЕАЭС, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества, СНГ, в конце концов, я не стал.
На годы независимости приходится также увлечение некоторых наших ученых абстрактными теориями о происхождении то японцев, то евреев, то арийцев, то корейцев и немцев от кыргызов. Как будто не было других тем для исследований. Так было положено начало историческому шовинизму в кыргызской науке.
О допустимости здорового национализма говорится даже в одном из интервью не последнего человека в «Белом доме». Что и говорить – виражи мысли!
Разноголосица
В атмосфере пустоты, отсутствия резко очерченных идеологических критериев в республике пышным цветом расцвели всевозможные течения, в том числе доселе неизвестные. Нередко это откровенное подражание зарубежным странам или желание отдать дань уважения традициям прошлого.
Это заметно даже в пестром многообразии одеяний бишкекчан - от ультрасовременных мини до полностью окутанных тканями женщин, от модников в джинсах-удочках до бородатых молодых людей в длинных рубашках то ли афганского, то ли арабского покроя. И число последних неумолимо растет.
Бог с ними! Однако странно наличие людей, которым представляется, что чем консервативнее идея, взятая ими в качестве идеала, тем патриотичнее их позиция. Это относится, к сожалению, и к той группе почитателей тенгрианства во главе с Дастаном Сарыгуловым, которая возникла в среде национальной интеллигенции в последние годы.
Назад в будущее?
Тенгрианство - религия тюрков и монголов, основы духовной жизни кочевников Центральной Азии в доисламский период их истории - безусловно, отвечала требованиям той эпохи, позволяла их носителям выжить морально в жестоких условиях соперничества разных племен и народов, сплачивая их единой идеей, давая веру и надежду людям.
Многие постулаты тенгрианства до сих пор вызывают восхищение и поклонение, являясь вкладом в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Но скажите, разве в исламе, христианстве и других религиях не отразились указанные моральные ценности? Или их нет в моральном кодексе коммуниста или в заветах Манаса?
Повидали!
Наверное, все-таки дело не только в том, какой идеей нас вооружат, а в том, насколько мы честны, порядочны в своей приверженности к высшим ценностям человеческой морали. Что вытворяли партчиновники, зная наизусть моральный кодекс, и как придерживались семи заповедей сами «осмонакуны», наше поколение знает не понаслышке!
Разумеется, все эти издержки развития современного Кыргызстана беспокоят народ и власть. Не зря президент КР Алмазбек Атамбаев объявил 2016-й Годом истории и культуры. Но завалов в этих сферах у нас не на один год.
Лидеры, ау!
Наши идеологи акцентировали свое внимание только на столетии великого горя – Уркуне. Без сомнения, бесчисленные жертвы восстания достойны нашей памяти, но история народа не ограничивается лишь этой датой. К великому сожалению, среди руководителей, возглавляющих идеологические структуры государства, творческие союзы и различные фонды, я не вижу людей, которых можно назвать не то чтобы духовными лидерами нации, а просто знатоками идеологических процессов.
Разумеется, такие интеллектуалы, радеющие за вопросы национальной идеологии, впитавшие лучшие традиции культуры и морали, отвечающие требованиям современности, есть в народе. Но разве плотный эшелон халтурщиков от идеологии, амбициозных горе–ученых, чиновников от культуры пропустит их на трибуны?
Да, национальная идея нам необходима. Она станет идеологическим ориентиром для государства, для каждого его гражданина, будет служить мобилизующим и объединяющим народ фактором, средством воспитания людей в духе патриотизма и служения Отчизне.
На лучших примерах
На наш взгляд, программа идеологического возрождения нации должна впитать в себя передовые достижения человеческой цивилизации, и, без всякого сомнения, она должна носить светский характер. Кыргызстанцы должны взять все лучшее у русского, немецкого, китайского или других народов. И это ни в коей мере не должно умалять нашего национального достоинства. Кто скажет, что Петр I или Кемаль Ататюрк не были патриотами своих народов? А ведь они зачастую силой внедряли в быт и нравы подданных достижения передовой европейской цивилизации. И что же? Проиграли русский и турецкий народы от приобщения их к более совершенным формам материальной и духовной культуры других народов? Наоборот, эти страны благодаря реформам резко продвинулись вперед.
А что же мы, кыргызы, в начале XXI века под видом якобы верности духу предков в угоду некой национальной оригинальности должны возвращаться в эпоху шаманизма? Иллюзорность этих затей очевидна.
Алга, Кыргызстан!
Уже в отдельных высоких кабинетах восседают люди в национальных ак калпаках, не снимают их и во время торжеств в залах, считая это чуть ли не верхом патриотизма. Если дело и дальше пойдет в этом русле, то недалек тот день, когда действительно любимый народом головной убор будет заменен на чалму, а женщинам наденут паранджу. Это ли нам надо? Вместо того чтобы прививать народу общепринятые в мире светские манеры, приучать людей к практицизму, деловитости, стремлению освоить новейшие достижения мировой цивилизации, отдельные идеологи-кустари пытаются возвратить людей в лоно прошлого.
В контексте нашей статьи считаю уместным сказать о необходимости образовать Национальную комиссию по формированию программы духовного и культурного возрождения кыргызского народа, определения приоритетов его стратегического развития. К чести кыргызской нации, у нас достаточно философов, историков, культурологов, способных разработать вполне цивилизованные проекты идеологического обустройства государства.
Остается надеяться на мудрость народа и современных госмужей в частности, на передовую интеллигенцию и молодежь, способных отличить шарлатанство от идеологии. Только верно избранная идея обеспечит поступательное движение действительно просвещенной, способной к раскрепощению и мобилизации своего духовного потенциала нации, открытой ко всему новому, отвечающей вызовам времени.