23:37
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Владимир Школьный: За душу ребенка идет борьба между родителями и компьютером

На одном из круглых столов участник дискуссии рассказал об одиннадцатилетнем мальчике, который скалкой сломал руку своей бабушке, когда та попыталась оттащить его от компьютера: подросток не хотел отрываться от игры. Впрочем, этот вопиющий случай мало кого удивил. С каждым годом компьютерная зависимость у детей встречается все чаще. Журналист ИА «24.kg» беседует с психологом Владимиром Школьным, который занимается проблемой на научном уровне.

- Является ли термин «компьютерная зависимость» научным, обозначающим психологическую проблему?

- Да. Природа игровой и интернет-зависимости схожа с алкоголизмом и наркоманией. Приведу пример. В коре головного мозга есть центры, отвечающие за производимую работу, за ее оценку и, наконец, за получение удовольствия от своих действий. Чтобы получить последнее, нужно пройти промежуточные стадии. В наркомании и алкоголизме промежуточные стадии проходить не надо. Выкурил, укололся, выпил - и получил удовольствие. То есть не надо работать, напрягаться. Так же и в компьютерной игре. Почему ребенок идет к игре? Скажем, пришел из школы, никому дома не нужен. На тебе компьютер - иди, занимайся, только не мешай. Во двор вышел – там он не имеет авторитета. В школе он тоже находится на нижнем уровне «иерархии» класса. Самооценка у ребенка от этого постоянно падает. А в игре он взял и всех победил! То есть удовольствие он получает там, где востребован, где добился успеха.

- Это явление актуально только для нашего региона или это мировая проблема?

- Это нарастающая мировая проблема. Монументальных работ на эту тему я пока еще не видел, но статей и отдельных публикаций в общих чертах довольно много.

- А что говорит статистика в Кыргызстане?

- По моим исследованиям и наблюдениям, подростков, страдающих этим видом зависимости, у нас в государстве около 16 процентов от их общего числа.

- Как определить, зависим ли ребенок от игры?

- Если ребенок систематически проводит за игрой 25-30 часов в неделю, это уже первичная игровая зависимость. А дети ведь меры не знают. Он сидит себе тихо, не шумит, ну родители и не обращают внимания. Вторая стадия - уже 40-50 часов в неделю. Выделяют четыре стадии игрозависимости. Например, в Китае (данные взяты из публикаций в Интернете) уже были случаи, когда в игровом зале люди умирали. По три-четыре дня играли без еды, без отдыха. А одна китаянка играла, даже будучи беременной. Родила там же, в компьютерном зале, а после родов встала и продолжила играть.

- В каком возрасте больше всего зависимых?

- Когда еще не устоялась психика - до 12-13 лет.

- Как укрепить психику ребенка, чтобы у него сформировался «иммунитет» к зависимости?

- Психику человека и восприятие им окружающей среды достаточно утрированно можно представить в виде треугольника. Чтобы у ребенка была крепкой психика, необходимо, чтобы равномерно развивались три основных канала восприятия: визуальный - когда информация поступает через органы зрения, аудиальный – получение информации через слух, и тактильный (кинестетический), то есть через органы ощущения, обоняния, вкуса и так далее. Когда один из трех каналов восприятия в достаточной мере не работает, теряется устойчивость психики. К примеру, тактильное восприятие занимает лишь 4 процента получаемой информации, но недостаток этих процентов может серьезно дестабилизировать психику. Такой человек может стать легко внушаемым, им проще манипулировать.

- В каких семьях обычно встречаются игрозависимые дети?

- В основном в неблагополучных. Уточню: морально неблагополучных. В 2008-2009 годах мы исследовали проблему школьного рэкета. Результат удивил: основная масса рэкетиров-предводителей – это дети из обеспеченных семей. То есть родители заняты в бизнесе или на престижной работе, а должного внимания ребенку не уделяют. И чтобы как-то загладить свою вину, родители дают ему деньги, зачастую много денег. Проще говоря, откупаются. Подростки начинают сколачивать вокруг себя группы ребят - в основном из малообеспеченных семей, заинтересовывая их деньгами. Дальше начинается некое подобие процесса самореализации: начинают отбирать деньги и вещи у слабых, у учащихся младших классов и так далее.

- Детям игрушки быстро надоедают. Возможно ли такое же с компьютерными играми?

- Вы знаете, одних только «бесплатных» широкодоступных в Интернете онлайн-игр более 500. Разные уровни. То есть их большое разнообразие. Еще одна особенность: пишут, что они в основном бесплатны, но это лишь приманка. Вот я играю, например, в гонки (GTA), вышел на определенный уровень. Тут меня начинают все обгонять. Что делать? Предлагают  поставить газогенератор на машину, после чего у нее увеличится скорость. А где взять газогенератор? Заходишь в игровой онлайн-магазин, и стоит он там, например, 50 золотых монет. А где взять эти 50 монет? Там же есть магазин, где продают золото за реальные наличные. Скажем, 25 золотых монет стоят 5 сомов. У нас на каждом углу есть банкоматы, и в них есть опция «Игры». Закинул 200 сомов - и можешь купить газогенератор или другие «примочки». Но когда выходишь на новый уровень, тебя снова все обгоняют. И снова предлагают поставить, например, ускоритель, который стоит 100 золотых, и так далее. Определение «бесплатная игра» - чистая условность. В одну из популярных игр World of Tanks в мире играют свыше ста миллионов людей. Годовой оборот компании - разработчика игры составляет около $7 миллиардов.

- А можно ли совсем запретить игры?

- Диски уходят в прошлое. Сегодня все они скачиваются через Интернет. Получается, что запретить невозможно физически.

- Каковы последствия игровой и интернет-зависимости?

- У ребенка-игромана не вырабатывается чувство сострадания, сопереживания. Ребята иногда устраивают жестокие «петушиные бои» за школой. У игрозависимых ребят нет жалости к тем, кого бьют, они не понимают, что противнику может быть больно. Они это воспринимают как игру. Такой человек даже не учится заботиться о ком-либо. У такого ребенка со временем вообще может атрофироваться адекватное восприятие реального мира, он начинает жить в виртуальном, то есть игровом мире.

- А у взрослых возникает зависимость?

- Да. К примеру, женщина не вышла замуж до 30 и свою природную расположенность, потребность заботиться о ком-то она может заменить виртуальным миром. Наблюдал одну женщину, она до сих пор играет в видеоигру, которая вышла в 2000 году.

- Как уберечь детей от этой пагубной страсти?

- Заниматься ими. Вы пришли с работы уставшим, вам хочется отдохнуть, но если вам нужен ваш ребенок, если вы любите его, займитесь с ним чем-нибудь интересным. И не от случая к случаю, а делайте это постоянно. В конце концов, это ваше будущее. Для начала нужно просто обнять его, посмотреть вместе мультфильм и прокомментировать увиденное. Или посадить вместе с ним цветок, куст, дерево, а потом ухаживать за растением, комментируя свою работу. Таким образом вы его учите достижению цели. У подростка появляется уверенность, что он своими руками посадил растение, и это рождает у него удовольствие. И еще радость от того, что он сделал это вместе с родителями!

- Получается, каждый день заниматься им?

- Детей рождают для себя. Не для школы, не для государства, не для дедушек и бабушек.

- А что делать, когда проблема уже возникла?

- Браться за детей. Возвращать доверие к семье, к людям. Каждый ребенок должен ощущать, что он успешен и востребован. Родители должны бороться с компьютером за душу ребенка. На сегодня компьютер, к сожалению, побеждает. В масштабах же государства должна быть сформирована идеология - наподобие той, что была в советское время. Тогда ребятами с раннего детства и до совершеннолетия занимались октябрятские, пионерские, комсомольские организации, с малых лет ребенку прививали чувство ответственности, воспитывали в нем доброту, умение сочувствовать другому человеку. Согласитесь, что эта проблема далеко не второстепенна, ведь в каждом государстве главное богатство - люди.

Популярные новости
Бизнес