12:00, 28 ноября 2024, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
Приближается год с выхода указа президента об административно-территориальной реформе на уровне айыльных аймаков и городов Кыргызстана. В результате путем укрупнения количество аймаков сократили более чем в два раза — с 452 до 217. Стали «крупнее» и обе столицы республики — Бишкек и Ош. Мы попытались разобраться, как это отразилось на бюджете присоединенных сел.
По данным Бишкекского финансового управления Минфина, к территории столицы в 2024 году присоединили 8 айыльных аймаков (23 села) Аламединского и Сокулукского районов.
Накануне выборов в местные кенеши жители одного из присоединенных сел во время встречи с кандидатами в депутаты выразили опасения, что, мол, будут ли они получать такое же финансирование, когда были отдельным айыльным аймаком и имели солидный бюджет? Ведь после присоединения к Бишкеку деньгами будет распоряжаться уже горкенеш.
На этот счет в столичном финуправлении рассказали, что «консолидированный бюджет Бишкека на 2024 год утвержден на сумму 32 миллиарда 590,5 миллиона сомов, в том числе бюджет присоединенных аймаков — 868,1 миллиона».
По данным финуправления, еще до присоединения бюджет всех айыльных аймаков на этот год спрогнозирован на сумму 868,1 миллиона сомов. Доля бюджета присоединенных населенных пунктов от объема бюджета города составляет 3,5 процента.
«В настоящее время все налоговые и неналоговые сборы, поступающие с территорий присоединенных айыльных аймаков, аккумулируются на счетах четырех муниципальных районов Бишкека и в рамках бюджетного законодательства финансируются согласно утвержденной смете расходов», — отметили там.
Напомним, что все присоединенные айыльные аймаки получили статус муниципальных территориальных управлений (МТУ). В отличие от органов местного самоуправления аймаков, они не являются самостоятельными субъектами и не имеют своих бюджетов. МТУ не формируют доходы, а только используют те средства, которые им направляют с вышестоящего уровня.
В 2024-м, по данным финуправления, дополнительно из бюджета города выделили 240 миллионов сомов на капитальный ремонт детского сада, строительство дорог, скважин, канализационной сети и установку освещения.
Или каждое МТУ получило по 30 миллионов сомов.
Однако дальше так не будет. В финуправлении заметили, что с 2025 года «отдельного бюджета присоединенных айыльных аймаков не будет, так как будет формироваться местный бюджет Бишкека как единого органа местного самоуправления».
«Все обязательства будут предусмотрены в расходах районов города. Проекты по строительству и улучшению инфраструктуры будут рассмотрены при формировании титульных списков с соблюдением принципа сбалансированности бюджета», — говорят в управлении.
Конечно, столице достались не только богатые айыльные аймаки с многомиллионными бюджетами.
Присоединены и жилмассивы, которые в свое время появились после самовольного захвата земель. Например, площадь муниципального территориального управления № 21 Бишкека увеличилась в разы. К нему присоединили жилмассивы «Ак-Жар», «Нуркожо» и «Адилет».
Начальник МТУ-21 Азамат Мудунов по этому поводу радости не испытывает: «Жилмассив «Ак-Жар» был незаконно построенным поселением. Сейчас они в процессе легализации своих участков в результате земельной амнистии».
Несмотря на незаконное прошлое, в населенный пункт методом ашара провели воду, электричество. МТУ работает над приведением в порядок документации по водо- и электроснабжению.
В «Ак-Жаре» работы очень много, ведь их присоединили к нам ни с чем, но со всеми их проблемами.
Начальник МТУ Азамат Мудунов
Еще одна проблема «Ак-Жара», «Нуркожо» и «Адилета» — отсутствие земли под строительство школ, детских садов, ФАПов, спортивных площадок и так далее. Много лет назад в пылу самозахвата никто не думал об участках под строительство соцобъектов.
— Дети из них учатся в соседних жилмассивах, в городе, — отмечает Азамат Мудунов.
С 1 января 2025 года все налоги присоединенных территорий будут поступать в казну столицы, и у бывших органов МСУ айыльных аймаков, а ныне МТУ, не будет отдельного бюджета. На территории уже бывших айыльных аймаков будут финансировать только те проекты, которые вошли в смету расходов на предстоящий год. Оперативно решать вопросы, как было прежде, вряд ли получится.
Для решения вопросов местного значения, скажем, асфальтирования отрезка дороги, жители по привычке будут обращаться в МТУ, те — в районную администрацию, а дальше — в мэрию.
Если окажется, что деньги на асфальтирование не предусмотрены в титульном листе, то вопрос будет дожидаться рассмотрения депутатами на очередной сессии городского кенеша.
По мнению экспертов, в Бишкеке для МТУ можно предусмотреть новую модель финансирования. Так, в их смету, кроме текущих расходов на заработную плату работникам управ и операционные траты, можно заложить отдельные средства на развитие территорий. Эти деньги можно расходовать на решение местных, срочных вопросов, поддержку инициатив местных активистов.
Этот вопрос можно решить в рамках компетенции мэрии и городского кенеша. Можно выработать специальную формулу расчета дополнительных финансовых средств, например, исходя из численности жителей. Такой подход, наверное, был бы обоснованным и справедливым. Это в значительной степени снизило бы градус социальной напряженности в бывших айыльных аймаках.
В таком случае присоединенные айыльные аймаки (ныне МТУ), как и прежде, смогут решать вопросы местного значения оперативно и относительно самостоятельно.
Если же МТУ будут финансировать по существующим правилам, то, вероятно, новые столичные жители будут разочарованы, так как раньше они сами решали многие вопросы.