12:00, 14 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Новый учебный год начался не так давно, а в СМИ уже сообщили о нескольких массовых драках учеников. Так, в Сокулукском районе разборки закончились смертью девятиклассника.
Родителям девочек тоже не проще, некоторые жалуются в соцсетях на проблемы с одноклассницами. Проблемы подростков редакция 24.kg обсудила со школьным/детским психологом Мээрим Рыскуловой.
— Как научить подростков обсуждать проблемы без кулаков?
— К сожалению, тема стара, как мир. Когда я училась в школе, мои одноклассники-мальчики тоже не пренебрегали таким методом. К счастью, с каждым годом этого становится меньше.
В нашей культуре есть такое явление, как «токсичная маскулинность». Мужчин с детства учат стоять за себя агрессивным путем, внушают, что они не должны плакать, что у мужика разговор должен быть кратким и на кулаках.
Литература, кино и музыка тоже внесли лепту, романтизируя мужскую импульсивность. Конечно, темпераменты у всех от рождения разные: кто-то спокоен, кто-то более вспыльчив. Но навыки самоконтроля никто не отменял. Это очень важный навык, который весьма актуален в XXI веке. Ключевое слово здесь «навык», значит, его можно тренировать. Благо, что мы живем в информационный век, в Google есть все сведения.
Вопрос комплексный и многофакторный. Это значит, что в системе построения школьной атмосферы без насилия должны участвовать абсолютно все: учителя, ученики, родители, повара, уборщицы, дворники. Каждый человек, работающий в школе, вносит свою лепту. Например, сегодня уборщица грубо накричит на детей, завтра повар сделает то же самое, а послезавтра еще кто-то. И так далее. У детей возникает установка, что мир небезопасен и надо всегда быть начеку. Взрослые, работающие в учебном заведении, должны понимать, что каждый день они выступают примером для ребят.
Постановка на учет в ИДН может и помочь, но я не сторонник такого метода. ИДН — это реактивная мера, то есть в этом случае ситуация настолько серьезна, что приходится прибегать к крайним решениям. Школы должны внедрять проактивные меры, чтобы предупредить проблемы заранее. Это могут быть семинары, мастер-классы для учителей, родителей, детей, персонала; неделя психологии в учебном заведении; неделя против буллинга; приглашение разных спикеров для учеников; организация различных акций добра, заботы и так далее.
— Ребенок жалуется на конфликт с одноклассниками. Что делать? Достаточно беседы или лучше сменить школу?
— Каждый кейс индивидуален. Родителю важно не нырять в чувство слепой и чрезмерной защиты своего ребенка, но оставаться поддерживающим. Иногда родители приходят в школу и публично перед всем классом заступаются за ребенка, делая еще хуже. Авторитет ребенка может упасть среди одноклассников, а буллинг вряд ли прекратится или станет даже больше.
Ребенку важно быть уверенным в том, что родители всегда готовы его выслушать и поддержать. В этом случае нужно выслушать все стороны (ребенка, одноклассников, учителей, родителей) и сделать анализ ситуации. В конфликте всегда две стороны. Можно попытаться решить проблему. Я обычно устраиваю групповые сессии со всеми членами конфликта. Как правило, это помогает. Конечно, бывают случаи, когда жертва ни в какую не хочет оставаться на этом месте. Тогда лучше сменить школу.
— Как не стать жертвой буллинга в учебном заведении?
— Вопрос должен решаться комплексно, он касается всех членов школьной цепочки. Должен применяться хорошо отлаженный системный подход.
Во-первых, надо собрать эффективную административную команду, куда должны входить директор, завучи и школьный психолог. Как я сказала, школа должна уметь применять и проактивные, и реактивные подходы. Хорошо помогают классные часы с классным руководителем и школьным психологом, если урок организован действительно интересно. Индивидуальные и групповые сессии со школьным психологом, недели психологии, недели против буллинга — все это тоже имеет значение.
В государственных учебных заведениях острая нехватка хороших психологов. По идее, каждой школе нужен психолог на полную ставку или хотя бы три раза в неделю. Но мало кто хочет выполнять такой большой объем работы за такую зарплату.
— Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок, особенно подросток, не хочет учиться. Как мотивировать? Можно ли стимулировать деньгами?
— Подростковый период — интересная пора, особенно у поколения Z и Альфа. Это время, когда начинают играть гормоны, перестраивается тело, ребенок переосмысливает многие вещи, потихоньку покидает детство и заглядывает во взрослую жизнь. Я не зря говорю, что учителя должны постоянно повышать свою квалификацию. То же касается и родителей. Сложно взаимодействовать с детьми, которых ты мало понимаешь. А теорию различия поколений никто не отменял. Важно быть в контексте, интересоваться тем, чем дети интересуются, и рассказывать им о своих интересах.
Мне кажется, дело не в поколении чувствительных детей, а в самом подходе: он не гуманный. Никто не заслуживает сравнения. Представьте, что вы приготовили лагман на ужин. Муж пробует и говорит, что у условной Бермет он вкуснее. Или если жена сравнивает супруга с другими мужьями. Что вы почувствуете? Я бы почувствовала обиду и злость. А с детьми это может сыграть злую шутку. Запомните: чем больше вы будете сравнивать своих детей с другими, тем выше вероятность того, что ребенок будет делать назло.
Первая: любое поощрение имеет свойство девальвироваться в цене. Чем больше и дольше вы будете поощрять материально, тем больше вероятность того, что с каждым разом детям будет мало.
Вторая: если вы платите за что-то, то покупаете какую-то услугу. Верно? Так вот, задумайтесь, какую услугу вы покупаете. Скорее всего, иллюзию того, что ваш ребенок учится хорошо по своему желанию.
Третья: подумайте, какую ценность вы прививаете своему ребенку, материально поощряя его. Тогда уже получается так, что мы готовим детей не в мир человеческих взаимоотношений, а в мир рыночных.
Каждый педагог, родитель перед тем, как жаловаться на демотивацию ребенка, должен ответить себе на следующие вопросы: «Какие у ребенка отношения с родителями, учителями — доверительные или нет?», «Сталкивается ли ученик с дискомфортом, стрессом в школе?», «Справляется ли учитель со своей миссией преподавать хорошо и доступно для этого поколения?», «Нет ли у ученика физиологических, психологических, академических препятствий?»
— Как родителям реагировать на прогулы уроков? В это время подростки могут пробовать курить и заниматься другими нехорошими вещами.
— Вопрос философский: давать свободу или нет? В психологии есть такой термин, как «когнитивные искажения». Это ошибки мышления, которые происходят с нами каждый день на автомате. Одно из них — это «мышление категориями». Очень часто люди мыслят категориями белое — черное, добро — зло, плохо — хорошо. Но окружающий нас мир не такой. Его сложно оценивать так, да и невозможно вовсе.
Вот и в этом вопросе есть родители, которые предпочитают ограничивать свободу подростку, запрещают ему много чего, не доверяют ни ему, ни миру; придерживаются одного полюса. А есть родители, которые разрешают все, что тоже чревато. И только немногие справляются с такой задачей, как «держать золотую середину». У таких родителей получается доверять себе, ребенку, миру; отпускать ребенка на дружеские посиделки и в то же время быть начеку.
Я понимаю, порой бывает очень сложно доверять миру. Он стал опасным. С другой — так было всегда, есть и будет. Вы не сможете всю жизнь контролировать жизнь ребенка. Самый лучший подарок, который вы сможете сделать для него, — это дать пространство для самостоятельности с минимальной интервенцией со своей стороны.
— Многие 11-классники не знают, кем быть и куда идти учиться. Стоит ли родителям «выбирать» профессию за ребенка? А если выпускник решит никуда не поступать?
— Максимум, что могут сделать родители, — это дать совет, наставление. Но решать за ребенка не получится. Только в маленьком проценте случаев он, повзрослев, понял, что родители правильно сделали, заставив поступить, скажем, в медучилище. А как же большая часть случаев, где насильное поступление закончилось грустной историей? Обида на родителей, злость, нежелание учиться, сожаление о потерянных годах.
На самом деле выбор профессии не происходит в 11-м классе. Он должен начинаться задолго до этого. Это не значит, что выбрать надо уже в восьмом классе. Я имею в виду, что родители должны потихоньку погружать ребенка в эту тему. С детства читать ему книги про профессии; водить в детские центры профессий, где можно узнать, кто кем и как работает; рассказывать свою историю выбора профессии. В более осознанном возрасте школа или родители могут инициировать разные экскурсии в организации, на фабрики, заводы; в учебное заведение можно приглашать спикеров из разных сфер. Начиная с седьмого-восьмого класса подросток должен расширять свой кругозор, тренировать насмотренность и мягкие навыки.
Мы сейчас живем в прекрасное время, когда есть много классных специалистов узкой направленности. Профориентолог поможет ребенку с выбором профессии. Ну а если он еще ничего не выбрал и не готов поступать сразу после школы, я к этому отношусь спокойно. В 17 лет выбрать профессию на всю жизнь — задачка не из простых. Можно взять год перерыва, главное, использовать его с пользой, а обеспечивать материально ребенка в это время или нет — личное решение каждого родителя.
— С какими проблемами чаще всего к вам обращаются подростки?
— Диапазон широкий. Это буллинг, кибербуллинг, демотивация, проблемы в отношениях с родителями, самопознание, проблемы в коммуникации со сверстниками или с учителем, выбор профессии, депрессия, насилие в семье, суицидальные мысли и тому подобное.
— Какие есть признаки, что ребенку нужна помощь психолога?
— Это сразу бросается в глаза: перестал учиться, много пропускает, ни с кем не общается, спит на уроках, замкнулся в себе, стал агрессивным, не выходит из гаджетов. Также отмечаются резкие смены настроения, тревожность, апатия, слезы, проблемы со сном и так далее.