14:00, 03 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Идет второй сезон лаборатории кино Qarash Lab. Жюри отсмотрело конкурсные видеозаявки на тему кыргызского наследия.
Идут репетиции с оркестром и известными отечественными исполнителями к предстоящему трибьюту Чокморова. В начале октября бишкекчан ждет актерский интенсив с московскими педагогами.
Готовится и совершенно редкое для Кыргызстана событие — цикл мастер-классов от профи мировой кинокритики. Причем ждут на них не только тех, кто имеет отношение к сцене и съемкам: любой, кто хочет разбираться в кино, смотреть фильмы по-новому, кто готов попробовать себя в новой сфере, бегом побежит на такие имена, как Зинаида Пронченко из Франции (легендарная обладательница «дерзкого» пера), Ораз Керейбаев из Казахстана (это он удивил Канны своим обращением к актрисе Эмме Стоун по ее истинному имени — Эмилия).
В качестве одного из спикеров — наша Гульбара Толомушева, киновед и кинокритик. Регалии говорят сами за себя: член жюри Конкурса национальных фильмов, заслуженный артист КР, член Союза кинематографистов КР, лауреат премий ФИПРЕССИ и НЕТПАК, программный директор Форума молодого кино стран СНГ «Умут», консультант многих международных кинофестивалей.
— В 2023 году вы были гостьей лаборатории кино «Караш», посвященной Динаре Асановой. Каковы ваши впечатления?
— В прошлом году «Караш» задумывали как фестиваль. Был показан фильм «Пацаны», к которому я делала представление о Динаре Асановой. Я лично знакома с ее семьей — совершенно необычной судьбы женщина, девушка из Киргизии, состоявшаяся в Ленинграде, откуда был ее муж. И, кстати, далеко не сразу она получила признание, но она упорно трудилась. Фрижетта Гукасян, легендарный редактор «Ленфильма», признавалась: «Есть режиссеры, которые постоянно старались напомнить о себе, чтобы получить сценарий. Динара всегда молчала. Но я помнила ее дипломную работу — «Рудольф»... Так Динара сняла свою первую картину «Не болит голова у дятла».
— Видели программу нынешнего года? Чего ждете от нее, будете ли ходить на все мероприятия или выбрали что-то определенное?
— Я буду на цикле лекций о кинокритике в роли спикера рассказывать о кино. Знаете, я даже на уроке физики умудрялась про кино рассказать (смеется)...
— Нынешний сезон вдохновлен легендарным Чокморовым. Почему? В чем величина этого актера и художника?
— Он еще и пел — и эти песни будут на концерте, к слову...
В этом году ему исполнилось бы 85 — самому любимому кыргызскому артисту, которого обожал весь мир, включая Куросаву.
Гульбара Толомушева
Кстати, открыл его Болот Шамшиев. Чокморов, когда учился в Репинке (художественном институте), ходил на пробы, но безуспешно. И он перестал пытаться сняться в кино. А тут его увидел Шамшиев: видный типаж, внешне красив, в отличной физической форме (он же и трюки сам делал, и наездник шикарный, и в сборную по волейболу входил). А взгляд какой у него характерный? Таким он и нужен был Шамшиеву.
Он — и благородный разбойник, и алкаш, и кого только не играл — разноплановый артист. Хотя учился на художника. Я этот его период застала, видела его в нашем дворе. Очень мало он прожил, очень мало — это боль наша. И после него такого артиста не появилось. Да, есть талантливые, но нового Чокморова, нового Бейшеналиева еще не дождались.
— С вами бок о бок Зинаида Пронченко, Ораз Керейбаев, наш Султан Усувалиев. Вы с ними пересекались? Каковы ваши впечатления от работы с ними?
— Мне интересно познакомиться с Пронченко. И в какой-то мере открыть ей мир нашего кино. А вообще, мы, фестивальщики, бываем друг у друга в гостях, тихонько отмечаем, что мы можем взять на заметку себе, знакомимся. Для нас главное — контакты.
— Чему будете учить на мастер-классах и лекциях?
— Очень хочу рассказать о «Селкинчеке» — фильме Актана Абдыкалыкова, который снимался в годы депрессии и показал свет в конце тоннеля. Это чистое, подлинное кино, которое снято не на основе литературы, а по оригинальной идее, снятое на натуре, с непрофессиональными актерами. Очень символичное кино: мальчик слушает море в ракушке, сидя на вершине горы. А ракушку привез моряк. Привез ракушку — и увез с собой девушку, в которую влюблен мальчик. И вот слышит он шум моря и спускается с горы, берет уголь — и на стене его саманного дома вдруг возникает образ той девушки. И мальчик успокаивается: девушка остается рядом навсегда. Страдания выплеснулись в креативном импульсе. Это все — для наших молодых, которые чуть что выплескивают свою энергию в драке. Вы знаете, что «Селкинчек» — единственный наш фильм среди 36 лент, которые в Казахстане официально рекомендуются к еженедельному просмотру школьниками.
Музыковеды не должны слушать плохую музыку, чтоб не портить вкус, так и тут. Хороший вкус прививается. И вообще, должны быть понятия, что можно снимать, что нельзя.
Гульбара Толомушева
Как понять, какой фильм хороший, какой плохой?
За рубежом есть кураторы, которые обязательно отсматривают материал, направляя в нужное русло (речь не о цензуре, а о принципах, смыслах). Скажем, есть моменты охраны труда, психологические, художественные... Есть роли, в которые сложно вживаться и из которых еще сложнее выйти: скажем, в российских вузах учат, как погружаться на 99 процентов, а на 1 процент оставаться собой, чтобы вовремя выйти из образа, из состояния. Это очень серьезные вещи. Но этому в Центральной Азии не учат.
— События, подобные тому, что организует Qarash Lab, актуальны для нашей киноиндустрии?
— Конечно, это просветительское. Ничто не уходит в песок. Мы должны воспитывать массового зрителя. Вкус очень деградирует, и работа здесь постоянная и неустанная.
У нас большой разрыв между теми, кто понимает фильмы и кто ходит на примитивную «порнографию». Я не о голом, я о плохом. Нужно воспитывать публику, зрителя, чтоб он мог понимать ценность фильма и хотел идти на него.
Гульбара Толомушева
Человек должен чувствовать хорошее, оно должно быть перед ним.
Я бы хотела, чтобы кыргызский зритель смотрел кыргызские фильмы. Из всех кинотеатров страны только «Ала-Тоо» ставил в репертуар авторское кыргызское кино, а ведь наши картины берут серьезные призы за рубежом, и за них должны бы хвататься все кинотеатры. Директор «Ала-Тоо» (бывший) Гулькаир Тилебаева держала специально зал, где пусть даже единственный зритель мог бы посмотреть такие ленты. Надо всеми силами поощрять такую традицию.
Да, авторские картины не приносят «котлет», но они необходимы нашим людям, нашему развитию.
Гульбара Толомушева
И хорошо, что «Караш» взялся за это. Пусть после наших мероприятий останется десяток людей, которые не понесут сомы в копилку каких-то «Бир туурганчиков», а понесут авторскому кино.
— Что бы вам хотелось включить в следующий сезон «Караша»?
— По традиции, если кому-то посвящается (кстати, это чисто наша традиция — посвящать фестивали кому-то: Базарову, Чокморову, иностранцы этому удивляются)... Так вот, если 2025 год кому-то посвящать, то можно Толомушу Окееву или Мелису Убукееву. Пусть остается просветительский формат с интересными программами и интересными людьми.
Приглашайте азиатских героев: актеров, режиссеров. Шах Рукх Хана, например, высокооплачиваемого индийского актера, по гонорарам не уступающего голливудским звездам. Да, «Болливуд» — это не только танцы и зрелищные драки, это и авторское кино, и религиозные фильмы.
Сейчас все устремлены на Запад, на «Оскар». Не надо ориентироваться на Канны (я смотрю списки: там одни и те же люди). Но это то, что нам сейчас недоступно. Почему бы на АРSА («Азиатский Оскар») не посмотреть? Там Австралия, азиатские страны, Россия. Сколько угодно заявок мы можем подать! Нас там ждут! Но мы никогда не смотрели на Восток. Надо там искать вдохновение и стимулы. Надо открывать новые направления — Китай, Корею, Японию, Индию. Подумать, какую звезду пригласить или специалиста с Востока (есть Сыдык Бармак, афганец, работающий во Франции, Хирокадзу Карээдо) — а вдруг?
24.kg является информационным партнером лаборатории кино Qarash Lab.