Как настроить ребенка на учебу в школе. Важные советы психолога

11:00, 18 августа 2024, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

До начала учебного года осталось две недели. Родители уже беспокоятся о подготовке ребенка, покупают школьные принадлежности и форму. Но не менее важно настроить детей на учебный процесс.

Как это лучше сделать, в интервью 24.kg рассказала психолог-консультант по проблемам детско-родительских. семейных и других отношений, личной жизни, EMDR -терапевт, психолог Первого детского хосписа Ольга Шатохина.

— Первоклашкам особенно сложно входить в школьный режим. Как родители могут помочь им?

— Поступая в первый класс, ребенок встречается с новыми задачами, с новой частью своей жизни. Основная задача родителей в это время — обеспечить ему чувство защищенности, ощущение заботы, в том числе речь и об эмоциональной заботе.

С началом школьного этапа у ребенка начинается социальная жизнь, он выходит в большой и мир, и перед родителями встает еще одна важная задача — показать ребенку свою готовность выслушивать его, оказывать ему поддержку, если он в ней нуждается.

Готовность ребенка к школе не следует измерять его умением читать, писать и считать. Здесь важно обратить внимание на наличие у него навыков следовать определенным инструкциям и правилам, которыми пронизана вся школьная жизнь, сформирована ли у него волевая сфера. И если ребенок еще не научился откладывать свои сиюминутные желания, контролировать свои спонтанные действия, ему будет тяжело слушать, воспринимать информацию, высиживать уроки.

Ребенок может читать и в 4 года, но волевая сфера у него еще не развита. Это значит он еще не готов идти в школу.

Ольга Шатохина

— Надо ли ходить на подготовительные занятия?

— Это зависит от требований школы. Отчасти на таких занятиях ребенок как раз и получает тот самый опыт следовать определенным правилам и инструкциям, учится согласовывать свои спонтанные желания с окружающей средой.

Часто родители сфокусированы на выборе хорошей школы для ребенка. И здесь стоит заметить, что в первом классе важнее выбрать учителя. Если у ребенка сложится контакт с учителем, то вся его дальнейшая образовательная деятельность будет успешной. Это закладывается именно в первые годы обучения.

— Читала рекомендацию, что надо заранее наладить режим дня под будущий школьный. Вы с этим согласны? В последние дни, наоборот, хочется расслабиться...

— Все зависит от того, есть у ребенка режим пробуждения и сна. Если он и так соблюдает его, то не стоит фокусироваться на этом. Если режима нет, стоит постепенно, не резко приучать к нему — будить минут на 10-15 раньше и укладывать также минут на 10-15 раньше, чем обычно.

— Стоит ли привлекать ученика к покупке канцелярских принадлежностей, рюкзака, формы или родители могут сами все приобрести?

— Безусловно, стоит. Рюкзак, пенал, карандаши он может выбрать самостоятельно, а родитель может оценить практичность выбора и, если нужно, путем разговора, в рекомендательной форме подкорректировать выбор. Пусть у ребенка закрепится это позитивное настроение, ведь этими вещами ему пользоваться весь учебный год.

Что касается формы, здесь все индивидуально, но, безусловно, у ребенка стоит спросить, удобно ли ему в этой одежде и обуви.

— Насколько важно учитывать мнение ребенка о его желании/нежелании учиться? А если он не хочет, то какие аргументы приводить?

— Выбор учебного заведения, а в первом классе не столько самого заведения, сколько первого учителя — это ответственность родителей.

В случае, если у ребенка нет желания учиться или оно пропало, следует прислушаться к нему, найти причину, по которой он не желает ходить в школу, и уже тогда вместе с ним обсуждать ситуацию.

Ольга Шатохина

— Какие могут быть проблемы у первоклассников? И как их предупреждать/решать?

— Здесь все очень индивидуально, но если собрать некий обобщенный список, то это может быть несложившийся контакт с учителем, одноклассниками, психоэмоциональный стресс, в том числе от нового режима — если ребенок привык к свободе действий, не умеет следовать инструкциям и правилам. Может быть, ребенок не справляется с заданиями или перегружен... Список можно продолжать бесконечно.

Как решать проблемы? В первую очередь установить доверительный контакт с ребенком, быть включенным в его жизнь, дать понять, что вы, родители, всегда на его стороне, что у него есть ваша поддержка и любые трудности вы преодолеете вместе.

Если ваш ребенок замкнулся в себе, не идет на контакт, я бы рекомендовала подключить детского психолога и вместе устанавливать контакт.

— С первоклассниками разобрались. А как быть с теми, кто возвращается к учебе? Как их настроить и надо ли это делать?

— Возвращаться к учебе после каникул, как и взрослым после отпуска выходить на работу, — это всегда грустно. Снова режим, задания, дополнительные занятия, кружки и прочие обязанности.

Если погрузиться во все это резко, то стресс неминуем.

Я бы рекомендовала за пару недель до начала учебного года обратить внимание школьника на режим дня. Сократить время на компьютер, вновь ложиться спать и просыпаться в определенное время.

Ольга Шатохина

Начните готовить рабочее место для выполнения домашних заданий, покупайте канцелярские товары вместе. Чтобы активизировать работу мозга, надо играть с детьми в интеллектуальные игры.