12:00, 02 августа 2024, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Каждую ночь Бермет Борубаева с другими активистами, выступающими против ликвидации в Бишкеке троллейбусов, не спит, а дежурит на улицах, где мэрия продолжает демонтировать линии этого общественного транспорта. Они уверены, что муниципалитет проводит работу незаконно.
— Мы очень обеспокоены, что демонтаж происходит по ночам, пока жители спят. Мы дежурим, смотрим, снимают ли линии. Звоним в милицию, но сотрудники правоохранительных органов не приезжают. Только один раз они отреагировали на наш вызов, но быстро уехали.
Мы спрашивали, на основании какого документа проводят демонтаж, просили показать приказ мэрии на проведение этих работ. Он, как сказали наши юристы, должен быть обязательно. Без приказа Бишкекское троллейбусное управление (БТУ) не может начать такие работы.
У муниципалитета есть протокол внутренней встречи мэра, где он говорит передать троллейбусы в Ош, хотя депутаты БГК на своей комиссии отклонили это и отправили проект постановления на доработку.
На наш запрос в мэрии предоставили письмо департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры от 19 июня 2024 года в БТУ и приказ последнего на демонтаж.
Но где приказ от муниципалитета в МП «Бишкекское троллейбусное управление»? 19 июня начали демонтаж, но на наши запросы мэрия так и не предоставила свой приказ.
У нас очень большие сомнения в законности таких работ, и мы просим разобраться в этом.
Бермет Борубаева
Прокуратура ответила, что все нормально, есть Закон «О статусе столицы», по которому муниципалитет может проводить такие работы. Но в нем написано, что мэрия может проводить работы по улучшению транспортной инфраструктуры. На данный момент происходит уничтожение — полная ликвидация троллейбусного сообщения.
— В одном из интервью градоначальник Айбек Джунушалиев сказал, что троллейбусы потеряли актуальность, устарели, на них снижается пассажиропоток, они нерентабельны. Вы с ним не согласны?
— Абсолютно не согласна. Да, на наш запрос в муниципалитете предоставили информацию, что в первом полугодии 2023-го было 11 миллионов пассажиров, а в этом — 8 миллионов. Но тому есть причины. Некоторые маршруты не работали, так как перекрывали дороги, на многих недостаточно троллейбусов, и люди их не ждут.
Но на самом деле это не показатель. Троллейбус — это социальный транспорт, а не бизнес. На нем передвигается много пенсионеров. Я сама предпочитаю ездить именно на троллейбусах. Во-первых, в них удобнее. Во-вторых, я всегда активно поднимала тему загрязнения воздуха, делала документальный фильм о смоге. И мы понимаем, что выхлопы в Бишкеке — это огромная труба, которая несет тяжелые металлы и просто смерть горожанам.
Но из-за демонтажа линий три из четырех маршрутов, которыми постоянно пользовалась, будут закрыты. Четвертый — № 17 — пока под вопросом.
— Электробусы тоже не будут загрязнять воздух, даже газовые автобусы не дают выхлопы...
— У газовых тоже есть выхлопы, но другие. Во-первых, газ — это не местное топливо. И если, например, перекроют газовую трубу, весь город будет парализован.
Нам часто говорят, что мы против электробусов. Это не так. Мы выступаем против замены ими троллейбусов.
Бермет Борубаева
Во-вторых, электробусов еще нет, а линии уже убирают. И потом, не стоит забывать, что на нас в будущем ляжет утилизация батарей электробусов. А у нас даже пальчиковые батарейки не утилизируют, что уж говорить о других.
Кроме того, ликвидация троллейбусов — это большие убытки, около $50 миллионов.
К тому же многие эксперты считают, что нет необходимости в замене троллейбусов.
Они вполне могут работать параллельно, дополнять друг друга. Например, где нет линий, можно запускать электробусы, где есть — троллейбусы. Можно приобрести гибридные троллейбусы с аккумуляторами, которые позволяют им ехать какое-то расстояние без линий. При этом времени на их зарядку не требуется — это происходит в ходе движения транспорта от контактной сети.
Насколько нам известно, в 2022 году мэрия отказалась от предложения Европейского банка реконструкции и развития приобрести такие троллейбусы. Мы не знаем причину.
Бермет Борубаева
Кроме того, последний раз троллейбусы приобретали в кредит от ЕБРР, за который столица еще не рассчиталась. В банке нам сказали, что по договору транспорт покупали только для города, его нельзя передавать. Любые изменения по проекту должны быть согласованы с ЕБРР. Однако муниципалитет этого не делал.
— Вы сказали о больших убытках для бюджета от уничтожения троллейбусов...
— Да, речь о примерно 10 миллиардах сомов. Во-первых, кредит на обновление троллейбусного парка Бишкека и сети, который брали у ЕБРР.Во-вторых, в мэрии ранее приводили данные о том, что строительство километра новой контактной сети стоит 45 миллионов сомов. А у нас 210 километров, то есть это 9,5 миллиарда, если заново строить.
Плюс цена троллейбусов. В документах, выставленных на обсуждение, указывалось более 600 миллионов сомов (с учетом стоимости подстанций).