10:00, 04 июля 2024, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Министерство образования и науки разработало и вынесло на общественное обсуждение проект Концепции перехода на 12-летнее школьное образование в Кыргызстане. Редакция 24.kg ознакомилась с документом и остановилась на главных моментах.
При переходе к 12-летнему образованию встанет ряд вопросов по инфраструктуре, особенно в крупных городах. Только в подготовительный год в систему образования придут до 35-40 тысяч детей дополнительно, в дальнейшем ежегодный прирост учащихся может достигать 10 тысяч человек.
Существует риск переполненности школ, особенно в городах Бишкеке и Оше, а также в районных центрах, где школы переполнены и уже работают в 2-3 смены.
В настоящее время проводится картирование школ с учетом трехлетних демографических прогнозов для каждой области и района. На основе полученных данных разрабатывается план строительства новых школ/пристроек. Выполнение этого плана будет являться критически важным для обеспечения перехода.
Для оснащения первых классов потребуется 6,8 тысячи класс-комплектов мебели и обеспечение учебным оборудованием для 5 тысяч 568 старших классов.
По республике функционирует 2 тысячи 173 государственных школы и 204 частных.
Планируемый переход на 12-летнее образование совпадает с продолжающимся и заметным ростом числа школьников — с 1,35 миллиона в 2020 году до 1,67 миллиона в 2029-м.
Детские сады посещает 233,9 тысячи детей, охват составляет всего 28,3 процента. В 2023/24 учебном году в процесс предшкольной подготовки не вовлечены 35,6 тысячи детей.
Для обеспечения полного охвата детей 6-летнего возраста программой «Наристе» необходимо для 61 тысячи 293 ребят открыть 2 тысячи 452 класса и добавить учителям 15 часов учебной недельной нагрузки и, соответственно, предусмотреть дополнительное финансирование.
В связи со значительным ростом числа детей увеличивается и число педагогов с 2020-го до 2024-го: с 8 тысяч 301 до 10 тысяч 426 в системе дошкольного образования и с 82 тысяч 55 до 93 тысяч 531 в системе школьного образования.
«Вызывает ряд серьезных вопросов подготовка педагогов и повышение их квалификации. Как показывают отзывы директоров школ, многие выпускники вузов не соответствуют требованиям, предъявляемым к работникам образования. Потребуется пересмотр программ подготовки и переподготовки учителей в соответствии с новыми требованиями и обучение работников кафедр вузов, реализующих педагогические направления подготовки», — говорится в проекте концепции.
В 2024 году началась работа по адаптации зарубежных учебников для школ Кыргызстана по предметам естественно-научного цикла на основе STEM-подхода с переводом на государственный и официальный языки.
Учебники, которые входят в десятку лучших мировых образовательных систем, демонстрируют соответствие установленным стандартам, а также потребностям учителей и обучающихся. В них присутствуют междисциплинарные взаимосвязи, контент, моделирующий реальные жизненные ситуации, а также вызывающий стимул и мотивацию к обучающему процессу.
В настоящее время в Кыргызстане реализуется структурная модель 4+5+2, то есть продолжительность обучения в начальной школе составляет 4 года, на ступени основного общего образования — 5 лет и 2 года отводится на завершение общего среднего образования.
Анализ структуры образования в странах, достигающих лучших результатов в образовании, показал, что наиболее распространенной является модель, базирующаяся на 6-летней начальной школе, отмечают в Минобразования.
В качестве наиболее актуальной для Кыргызстана предлагается рассматривать модель 6+3+3, в которой дополнительный год будет включен в начальную ступень обучения, и в систему школьного образования будут вовлечены дети 6-летнего возраста. Такой выбор объясняется необходимостью значительного повышения качества начального образования как основы для развития социальных навыков, функциональной грамотности и получения дальнейшего образования, а также выравнивания возможностей детей, имеющих разную дошкольную подготовку.
Модель 6+3+3 опирается на опыт таких стран, как Сингапур, Япония, Южная Корея, Китай, и других и названа в международной стандартной классификации образования самой распространенной в мире, отмечают в МОиН.
В Минобразования утверждают, что при переходе на 12-летнюю систему школьного образования по модели 6+3+3 выпускной возраст обучающихся сохранится:
Для перехода к 12-летнему обучению предлагаются две стратегии:
Первый вариант включает 1 переход из 1-го класса в 3-й в начальной школе в 2026/27 учебном году и переход из 9-го класса в 11-й в течение шести лет, начиная с 2028/29 учебного года.
Второй вариант рассматривает одновременное начало перехода на всех ступенях школьного образования (начальной общей, основной общей, средней общей).
При первом варианте происходит постепенное и последовательное введение 12-летней программы; финансовая нагрузка распределяется на длительный период (2026-2031 годы); увеличивается время на поэтапную адаптацию и разработку новых образовательных программ и учебно-методических комплексов (УМК); имеется время для наблюдения, анализа и пересмотра опыта работы в общеобразовательных школах, внедряющих 12-летнее образование на основе Кембриджской программы и так далее.
Но при этом есть и риски:
— не вся инфраструктура и материально-техническое оснащение могут быть готовы принять соответствующее количество детей в начальные школы;
— недостаток подготовленных учителей начальных классов, так как увеличивается продолжительность начальной школы;
— увеличенная нагрузка на учащихся старших классов, которые за 2 года должны освоить трехлетнюю образовательную программу;
— требуется двухлетняя переходная программа для старшей школы на 6 лет;
— система начального общего и среднего общего образования должна быть подготовлена к удвоению контингента выпускников в 2032/33 учебном году.
Риски при переходе по второму варианту:
— отсутствует время на подготовку инфраструктуры и материально-технического оснащения для начальной школы, где увеличивается контингент обучающихся;
— недостаточно времени для подготовки новых учителей начальных классов и переподготовки имеющихся (обучать придется дважды — при введении новых учебников по Кембриджской программе и после обновления национального контента);
— в начальной школе УМК вводятся частично, вместо введения полного комплекса изменений как основы реформы школы;
— в основной и средней школах нужно выстраивать переходные программы;
— сложная схема переходов через класс на всех трех ступенях школьного образования создает значительные трудности для администраций школ;
— в процесс реформы будут вовлечены все педагогическое сообщество республики.
Согласно справке-обоснованию, принятие этого проекта постановления кабинета министров потребует дополнительные 25,8 миллиарда сомов из республиканского бюджета. Из них:
— на 2025 год — 7,1 миллиарда сомов;
— на 2026 год — 7,5 миллиарда сомов;
— на 2027 год — 5,6 миллиарда сомов;
— на 2028 год — 5,6 миллиарда сомов.