10:00, 03 июля 2024, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
24.kg продолжает знакомить с кратким пересказом статей ученых, вошедших в сборник «Идентификация в странах Центральной Азии: траектории развития».
Во второй части вы узнаете, что такое нацстроительство и как марксистское (сталинское) понимание нации мешает государствам региона в поиске идентичности. Подробности ниже.
Кандидат политических наук, доцент кафедры международной и сравнительной политологии Американского университета Центральной Азии в Кыргызстане Наргиза Мураталиева рассмотрела, как на идентификационные процессы в ЦА влияют межрегиональные организации: ЕАЭС, ОТГ и ШОС. Она пыталась определить, какие идентификационные траектории они продвигают.
Ученая также проанализировала консультативные встречи глав государств Центральной Азии, выделив сильные и слабые стороны такого формата внутрирегионального взаимодействия.
К последним она отнесла идейную составляющую, подчеркнув, что центральноазиатская идентичность до сих пор не выработана.
В глазах большей части политической элиты ЦА нынешний этап сотрудничества представляется как технический и сугубо экономический.
Наргиза Мураталиева
Далее она пишет, что в концептуальном отношении проявляются отличия в применении дискурса партнерства: в Ташкенте преобладает термин «региональное сотрудничество» (акцент на регион), а в Казахстане — термин «кооперация» (акцент на экономические проекты).
Возникает разноуровневость позиционирования государств региона. Это превратилось в серьезную проблему для формирования единой коллективной идентичности.
Старший научный сотрудник Центра социальных исследований Института философии, права и социально-политических исследований НАН Кыргызстана кандидат социологических наук Кайратбек Джамангулов изучил основные тенденции идентификационных процессов в республике. Именно с точки зрения формирования здесь гражданской идентичности как стержня межэтнической интеграции.
Он пишет, что вместе со скрытыми процессами официальные проекты также структурируют общество и формируют реальную повестку развития гражданской идентичности. И предлагает концепцию «Кыргыз жараны» (Концепция развития гражданской идентичности на 2021-2026 годы. — Прим. 24.kg) трансформировать на региональный уровень.
«Потому как слабо развито комплексное видение того, что лежит за этой концепцией. Требуется коррекция понимания индивидами своей роли в обществе. Далее, в общественном договоре, содержании государственных органов, гражданском обществе, осознании свободы и демократии. А также родоплеменной и региональной принадлежности, использовании языков и множества других важных ролей», — утверждает социолог.
По выдвинутой им теории, именно так и достигается сущностная цель построения гражданской идентичности.
Независимый исследователь из Таджикистана Умед Хакимов анализирует линии напряженности между национальными проектами, реализуемыми в странах ЦА, и идеей центральноазиатского регионализма.
В отличие от Наргизы Мураталиевой, он считает, что формат «С5» в виде консультативных встреч глав стран — идеальный путь для консолидации и кооперации.
Еще один эксперт из Таджикистана кандидат политических наук Шерали Ризоен рассуждает о нацстроительстве в республике и формировании там гражданской идентичности.
Он дает понять, что из-за советского национального строительства в РТ лидирующей парадигмой являлось марксистское (сталинское) понимание нации, ключевыми постулатами которого стали общность языка — раз, территории — два, экономической жизни — три и психического склада — четыре.
Их несоответствие основывается на том, что за пределами страны проживает значительно больше таджиков.
Ученый предлагает для определения современной идентичности таджиков использовать понятия «политическая нация», применимое к жителям Таджикистана, и «культурная нация», охватывающее таджиков за пределами государства.
Обе группы, по его мнению, являются полноправными носителями общей истории, культуры и цивилизации.
Шерали Ризоен также подчеркнул, что только освобождение от марксистской интерпретации нации поможет сформировать гражданскую идентичность.
P.S. Высказанные авторами сборника мнения и оценки могут не совпадать ни с позицией представительства Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии, ни с позицией команды 24.kg. И, вероятно, будут восприняты как неоднозначные. Но при активном поиске идентичности различными социальными группами это нормально.
Ознакомиться со статьями, представленными в брошюре, можно здесь.