Идентификация в Центральной Азии: постановка вопросов и поиск ответов. Часть I

10:00, 02 июля 2024, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ

Представители немецкого Фонда Розы Люксембург в ЦА в конце 2023 года в Алматы организовали региональную конференцию на тему «Идентификация в странах Центральной Азии: траектории развития». По итогам инициаторы составили сборник докладов участников.

Авторы – ученые из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Составители отметили – мнение экспертов может не совпадать с позицией фонда, а озвученные гипотезы показаться весьма спорными. 

24.kg прочитало подборку за вас. Ниже приводим краткий пересказ.

Начало

Итак, сборник состоит из пяти разделов. В публикациях вы найдете версии ответов на вопросы:

  • Каковы современные тренды и траектории идентификационных процессов в странах Центральной Азии?
  • Какие новые коллективные идентичности формируются сегодня: степень их значимости в социально-политическом поле?
  • Как соотносятся нацстроительство в странах Центральной Азии и поиск национальной идентичности, с одной стороны, и субнациональные и наднациональные идентичности – с другой?
  • Какова степень идентификационной связанности современных центральноазиатских обществ, основные линии консолидации и разрыва?
  • Каково соотношение гражданского и этнического, светскости и религиозности в современных центральноазиатских обществах?
  • Можно ли говорить о возможности региональной идентичности в Центральной Азии?
  • Что важнее для того или иного социума – глобальные процессы или локальность?
  • Как влияет дискурс деколонизации на идентификацию в государствах региона?

Казахстан

Президент ОФ «Центр социально-политических исследований «Стратегия» из Казахстана Гульмира Илеулова рассмотрела динамику идентификационных процессов и соответствующих трансформаций в стране в 2000-х годах.

Она определила идентификацию как индикатор состояния общества. И объяснила, зачем мы постоянно поднимаем тему идентичности, не преувеличиваем ли ее значение, на какой потенциал рассчитываем.

Социологически мы уже давно зафиксировали наличие превалирующих направлений идентификации казахстанцев. Но на практике нет представления, что с этим делать, как на уровне государственной политики, так и в научном отношении.

Гульмира Илеулова

Другой ученый из РК Cултанбек Кайым взял в качестве примера поведение молодых казахстанцев в сети TikTok. Он останавливается на особенностях конструирования идентичностей в «цифровую эпоху» с доминированием виртуальных взаимодействий.

В фокусе внимания представителей Школы предпринимательства и инноваций Алматинского университета менеджмента (АlMaU) Максима Ни и Александра Вилейкиса «дистанционный национализм» и его влияние на идентификационные процессы и социально-экономические практики трудовых мигрантов из Центральной Азии в Южной Корее.

Они рассмотрели различные паттерны поведения мигрантов и пришли к выводу, что инокультурная среда и общий опыт трудовой миграции могут стать основой для новой идентификации и солидарности, преодолевающей «естественные» категориальные границы.

Специалист по европейским и международным исследованиям экспертно-аналитического центра HEARTLAND (Казахстан) Эльданиз Гусейнов, опираясь на идеи неограмшизма, анализирует влияние «мягкой силы» Германии на идентификационные и миграционные процессы в РК.

Еще одна ученая из соседней республики Тамара Волкова изучила особенности идентификации казахстанских немцев и ее ключевые маркеры. Общий обзор особенностей дискурса деколонизации дается в статье эксперта Леси Каратаевой, где указывается, что он характеризуется отсутствием четко очерченного категориального аппарата, слабостью академического и официального дискурсов, доминантой десоветизации и дерусификации.

Ученые Александр Тен и Филипп Семенов, опираясь на идеи социологии знания, исследуют то, как противостоящие дискурсы в Казахстане на фоне войны в Украине депроблематизируют идентичности, стремясь утвердить в качестве «легитимного» только свой собственный порядок. В нем и определяются статусы и роли казахов и неказахов в казахстанском обществе и, как следствие, специфические отношения между ними.

Эксперт Анастасия Решетняк рассматривает, в какой степени «внешние» идеологические установки определяют политику и практики профилактики и предотвращения насильственного экстремизма в РК, а именно как преломляются постсоветский колониализм и неоколониальная рамка «войны против исламизма».

Аналитик Юлия Шаповал анализирует особенности идентификационных практик «новых» мусульманок.

Теме религиозной идентификации жителей казахстанских городов посвящена и статья ученого Расула Коспанова. Он пишет о практиках и ценностях горожан. Особое внимание уделяется тому, как статус города может влиять на религиозную идентификацию.

Социолог Назгуль Мингишева рассматривает, как на идентификацию казахстанской молодежи влияют глобализация и медиа. Старший преподаватель одного из казахстанских университетов, экономист Нуржан Тустикбай делает акцент на социально-экономическую составляющую идентификационных процессов, прежде всего на вопросах неравенства.

Узбекистан

Доцент Университета мировой экономики и дипломатии, ведущий научный сотрудник Института перспективных международных исследований Рустам Махмудов из Узбекистана фокусируется на проблеме вхождения в культурное пространство Центральной Азии идентификационных конструктов, сформировавшихся в других культурно-цивилизационных стратах, в частности либерально-демократических.

Опираясь на идеи теории новой институциональной экономики и теории ассамбляжей (концепт «плоской онтологии», в которой объекты рассматриваются как однопорядковые с онтологической точки зрения. – Прим. 24.kg) Мануэля Деланды, он описывает идентичность как институт.

По мнению ученого, эффективность усвоения и продолжительность функционирования зависят от потенциала максимизации материальных и психологических дивидендов.

Рустам Махмудов в заключении приходит к выводу, что процесс вхождения внешних по отношению к Центральной Азии типов идентичности становится интенсивнее по мере отхода мира от однополярной структуры управления в сторону многополярности или «бесполярности».

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни из РУз Бахтиер Алимджанов проанализировал сложности формирования политической идентичности («узбекистанец») в республике.

Автор считает, что понятие «узбекистанец» понимается правительством через призму биографий успешных граждан, делающих карьеру за границей. Такое понимание идентичности порождает кризис понятия.

Ученый отмечает: в современном Узбекистане историческое сознание и самосознание подчинены либо политическим, либо культурным и географическим интересам.

Извне на термин «узбекистанец» оказывают давление идеи центральноазиатской цивилизации и глобализации. В результате этот термин не становится категорией гражданской идентичности.

Бахтиер Алимджанов

То есть у термина «узбекистанец» есть форма, а суть и содержание не обогащаются творчески интеллектуалами и политиками. Необходимо, чтобы интеллектуал, предприниматель и политик современной РУз без страха создавали научные, литературные произведения и культурную продукцию.

Продолжение следует