22:39
USD 69.25
EUR 81.03
RUB 1.03

Крепче за баранку держись, шофер

Сегодня водители с фишками на крыше своих авто отмечают профессиональный праздник - Международный день таксиста. В этот день в 1907 году появились первые автомобили, оснащенные счетчиками.

Товарищи по несчастью

В Кыргызстане существуют десятки фирм, оказывающих транспортные услуги. Пожалуй, основной причиной возникновения такого количества перевозчиков в стране послужил спрос. За годы независимости в республике закрылись многие заводы и фабрики, конструкторские и проектные бюро, а инженеры и кандидаты наук вынуждены были осваивать новую специальность. Постепенно к ним присоединились многочисленные выпускники вузов: после безуспешного поиска работы по специальности они тоже купили автомобили, многие в долг, и начали «бомбить».

Сейчас ничего нет проще, чем стать водителем такси: любой желающий может приехать в офис, показать свою машину, составить договор и начать принимать заказы. И не обязательно иметь большой водительский стаж, даже город хорошо знать не требуется, пассажир сам скажет, куда везти и как проехать.  

Водителю предоставляют лишь фишку с названием компании, рацию, или устанавливается специальное приложение на мобильный телефон, чтобы взять поступивший заказ.

Работа с учетом конкуренции и количества машин в стране очень напряженная и рискованная. Добавим к этому и тревожную криминогенную ситуацию в республике. Сообщения о том, что напали на водителя такси, избили его, ограбили, угнали машину, регулярно появляются в прессе.

На хлеб с маслом

Об одном из таких случаев решил рассказать ИА «24.kg» водитель такси Александр Марков, который работает в этой сфере с 1970 года. 

«Разных позитивных и негативных моментов было много, однажды меня даже выбрасывали из машины. Но все равно раньше было лучше работать, чем сейчас. Современные водители такси недружные. Пенсия у меня четыре тысячи сомов, поэтому, несмотря на то, что мне 74 года, продолжаю работать», - рассказал Александр Марков.

Заработать сейчас больших денег в этой сфере невозможно, считает опытный водитель, поскольку нужно платить налоги, покупать патент, но на хлеб с маслом и на обслуживание машины, говорит он, все-таки хватает.

Гонки на выживание

«Я вожу автомобиль только по правилам, никогда не нарушаю. А вот другие – очень часто. Вы посмотрите на водителей маршрутных такси, такого ведь никогда не было. Они гонки устраивают между собой, чтобы успеть больше заработать», - возмущается Александр Марков.

Профессионал своего дела, он вспоминает, что раньше все машины такси были технически исправны, дважды в день их мыли, однако сейчас многие не считают нужным содержать автомобиль в чистоте. Кроме того, раньше в такси набирали водителей опытных, которые имели второй класс вождения и пятилетний стаж работы. Сейчас же за рулем пассажирского микроавтобуса можно встретить совсем молодого парня, который совершенно не думает об ответственности за жизнь пассажиров.

«Помимо опыта, раньше нужно было еще в течение месяца проходить инструктаж в таксомоторной автобазе, чтобы детально изучить город, знать все улицы. Инженер проверял твой опыт вождения», - рассказывает собеседник.

Кодекс чести

Вспоминает он и курьезные случаи. Первая его служебная машина была ГАЗ-21, он ее получил в Токмаке и уже в столице принял первый заказ.

«Клиент попросил довезти до «кузнечной крепости», я довез, и как сейчас помню, счетчик «выбил» 51 копейку, клиент сказал, что сейчас принесет деньги, но я его так и не дождался, убежал он - так начался мой первый рабочий день. Я не знал, что делать, и решил из своего кармана положить в кассу 51 копейку, ведь деньги это государственные. Рассказал коллегам, и мы потом еще долго смеялись, вспоминая эту историю», - с улыбкой рассказывает Александр Марков.

Обратная сторона медали

Другой наш собеседник – 28-летний Самат – попросил не называть его фамилию. Может быть, потому, что в отличие от законопослушного Александра он периодически нарушает ПДД. Работу в такси он совмещает с госслужбой, признается, что зарплаты не хватает на содержание семьи.

«Да, мне приходится нарушать правила дорожного движения, чтобы успеть принять заказ. Вы посмотрите, что делается у нас в Бишкеке, особенно в час пик: некуда встать, вот и нарушаем. Например, клиент просит подъехать к офису, а там нет свободных мест, и мы останавливаемся чуть ли не на перекрестке», - говорит Самат.

Молодой глава семьи практически всю зарплату с основного места работы отдает за съемную квартиру, а то, что выручает на такси, – тратит на продукты и одежду.

«Машина у меня старенькая, требует ремонта. Сейчас нет возможности вкладывать в нее. Я понимаю, что она меня кормит, но если я сейчас потрачу на ремонт, то мы с женой и сыном останемся голодными. Так что пока не сломалась, буду работать», - невесело рассказывает он.

Подсчитали – прослезились

В Бишкеке в среднем водители такси зарабатывают от 500 до 1000 сомов в день. Сразу оговоримся, это не чистая прибыль. Из этих денег надо вычесть затраты на бензин, на масло, на покупку в будущем колес, запчастей, на обслуживание и ремонт автомобиля… Заработок зависит в первую очередь от качества машины: если она экономичная, то прибыли будет больше. Кроме того, частник работает сам на себя, а не на фирму, и все деньги идут ему. Минус в том, что клиентов за день может быть намного меньше, чем у его коллег из фирмы. Но и фирма стрижет с водителя последний клок шерсти: за каждый заказ, за невыход на линию, за установку новой программы на телефон… И при этом не несет никакой солидарной ответственности за жизнь водителя, ограничивая свои обязанности только предоставлением информации о заказах и сбором денег.

Поэтому каждый выбирает сам, как работать и сколько времени проводить за рулем.

Когда взвешиваешь все «за» и «против», получается, что как ни вертись, как ни старайся, в условиях переизбытка таксистов в стране хорошо заработать на этом поприще уже невозможно. Ситуация свидетельствует о напряженном социально-экономическом положении в обществе и отсутствии рабочих мест в промышленном секторе.

Конечно, хорошо, что многие семьи приобрели машины, плохо, что приобрели они их для заработка в условиях хилого и однобокого рынка труда, практически самостоятельно создав себе рабочее место.

Хочется спросить правительство: не слишком ли это дорогое удовольствие, если в такой небогатой стране, как Кыргызстан, извозом занимаются люди с высшим образованием? А может, потому и небогатой, что так расточительно государство распоряжается своим капиталом, и человеческим в том числе?

  

Популярные новости
Бизнес