08:00
USD 86.80
EUR 91.19
RUB 0.85

Купить бы рад…

Всем известна фраза о том, что покупатель всегда прав. Увы, в реальности человеку, который приобретает товар, порой приходится сталкиваться с иным отношением и искать защиту своих прав. Недаром учрежден Всемирный день защиты прав потребителей, его отмечают сегодня. Более чем в 70 странах общественные и государственные организации защищают интересы покупателей. Кыргызстан не остался в стороне,  проблемы между покупателем и продавцом были, есть и будут. Решением конфликтов занимается антимонопольный комитет и различные правовые центры, которые готовы поддержать человека в случае неудачной покупки.

От колбасы до телевизора 

В Кыргызстане покупатели стали чаще жаловаться на некачественный товар. Одни ограничиваются социальными сетями, тем самым предупреждая потенциального покупателя: будь осторожен! Другие готовы отстаивать свои права и доказывать продавцу, что товар не годен или продается с заводским браком.

Жительница города Балыкчы Иссык-Кульской области Ариана Чолпонкадырова рассказала ИА «24.kg», что приобрела в магазине сыр. Уже дома обнаружила, что он некачественный, хотя на полке продукт показался ей вполне пригодным для потребления. Если раньше Ариане попадался продукт с дефектом, она его выбрасывала, но в тот раз решила разобраться и отстоять свои права покупателя.

 

 

«Когда я увидела, что сыр в одном месте покрыт плесенью,  сразу вернулась в магазин, где мне его поменяли. В магазине продавцы сами предложили написать заявление, так как утверждали, что продукт свежий. Появление плесени объяснили тем, что внутрь упаковки попал воздух. Потом этой информацией я поделилась в социальных сетях», - говорит Ариана.

 

Начальник управления рекламы и защиты прав потребителей Госагентства антимонопольного регулирования при правительстве Назина Алыкулова рассказала ИА «24.kg», что в 2015 году поступило 228 заявлений от потребителей, проведено 147 проверок по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей. По ее словам, в основном жалобы поступают по поводу приобретения некачественных сотовых телефонов, телевизоров, планшетов или изготовления некачественной мебели.

«Выявлено 266 нарушений, устранено 237, выдано 181 предписание, исполнено 178. Всего наложено штрафных экономических санкций на сумму 365 тысяч сомов»,- рассказала она.

Судя по количеству обращений, кыргызстанцы предпочитают жаловаться в Интернете. Директор правового центра «Вигенс» Владимир Плужник считает, что народ жалуется на низкое качество бытовой техники, которую приобретает на форумах и в интернет-магазинах.

«Покупатели, находясь в эйфории от приобретения товара раскрученного бренда, даже не задумываются о том, чтобы позаботиться о его проверке на безопасность. Во второй категории споров по правам потребителей стоят услуги, которые предоставляют в столице коммунальные службы. Однако стоит отметить, что часто люди довольствуются тем, что высказывают свои претензий устно или в социальных сетях, до выставления официальных претензий коммунальщикам дело доходит редко. Народ привык критиковать, однако оставить письменное заявление в службу, например, на полное отсутствие отопления, почему-то не торопится», - говорит Владимир Плужник.

Знай свои права

Жительница Бишкека Эльнура Молдокадырова в одном из супермаркетов купила большую упаковку мороженого. Попробовав, поняла, что купила не сладкий десерт, а застывшую воду с непонятным вкусом.

 

«Я живу рядом с магазином, поэтому принесла товар обратно, но мне сказали, что это заводской брак, однако на упаковке не были указаны ни адрес компании-изготовителя, ни телефон. Было написано лишь название фирмы. Теперь я планирую найти координаты завода и созвониться с ними. Надеюсь, представитель приедет и поменяет мороженое», - рассказала она. 

Глава правового центра Владимир Плужник рассказал, как следует вести себя покупателям в таких случаях. 

«Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, соразмерного уменьшения покупной цены, замены на товар аналогичной марки с соответствующим перерасчетом цены. Покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, возвратив продавцу товар ненадлежащего качества. При этом человек вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи такого товара», - говорит он.

Проблемы высокого уровня

В Госагентстве антимонопольного регулирования при правительстве рассказали ИА «24.kg», что при покупке товара необходимо всегда сохранять чек, который может стать инструментом в ходе разбирательства. Однако есть проблема с продуктами питания. Из-за отсутствуя в республике современных лабораторий не удается детально изучить добавки в продукты, то, как они отразятся на здоровье человека.

«Заявления на некачественные продукты питания мы принимаем и направляем их в уполномоченные отраслевые госорганы: санэпидемстанцию, санэпиднадзор или фитосанитарию. Недавно к нам обратился гражданин, который пожаловался на то, что газированный напиток известной марки имел какой-то непонятный вкус. Мы отправили напиток на экспертизу, но нам дадут заключение только о его опасности/безопасности для здоровья, а какие-то подробности состава мы так и не узнаем», - говорит Назина Алыкулова.

Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС, и, возможно, в скором будущем ситуация в стране изменится, так необходимые людям современные лаборатории появятся.

На протяжении долгого времени правовой центр «Вигенс» помогал жителям Бишкека разбираться в конфликтных ситуациях между продавцом и покупателем. Однако теперь кыргызстанцы смогут обращаться за помощью в государственные органы.

«К большому сожалению, после того, как разработанный нами новый Закон КР «О защите прав потребителей» был принят депутатами парламента, но не был подписан президентом, мы полностью прекратили свою деятельность. В настоящее время ее достаточно эффективно и грамотно ведет антимонопольный орган и отделы при районных акимиатах в столице, за что им огромное спасибо», - говорит Владимир Плужник.

И все-таки она вертится!

Стоит отметить, что причиной нарушений в работе отдельных недобросовестных предпринимателей и связанных с этим конфликтов является безнаказанность. Пока же специалисты советуют покупателям самим заботиться о своей безопасности. Если приобретаете бытовую технику, то делать это следует в специализированных магазинах, а если продукты питания, то обязательно обращать внимание на дату изготовления, упаковку, выходные данные, чтобы в спорном случае можно было конструктивно решить вопрос на месте и сделать замечание производителю. Хотя ситуация все равно постепенно меняется: многие местные предприниматели стали указывать не только адрес производства, но и номер мобильного телефона. И это свидетельствует о движении к лучшему.

Популярные новости
Бизнес