Ак калпак: ни жарко, ни холодно

15:27, 04 марта 2016, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ

Завтра Кыргызстан будет отмечать один из новых отечественных праздников – День Ак калпака, национального головного убора.

Уникальный в своем роде головной убор и праздник тоже: ни того, ни другого нет в мире. Калпак, правда, есть  у каракалпакцев, но он черного цвета, что и отражено в названии народа. А белый такой формы - только у нас. 

Но, как заметил один мудрец: что имеем, не храним…

Так и бишкекчане, в своем большинстве жители столицы, не испытывают особой симпатии к одному из элементов традиционной одежды. На улицах города редко увидите людей, предпочитающих этот национальный убор другим. Можно даже провести своеобразный тест: те, кто носит ак калпак, это либо приезжие из регионов, либо аксакалы, ну или туристы, которые носят его как экзотику.

Тем не менее этот головной убор люди покупают, но преимущественно затем, чтобы подарить гостям на многочисленных тоях или в виде сувениров для туристов.

Ведь интерес во всем мире вызывают именно натуральные вещи. А уж тут придраться не к чему: вещь отвечает всем экологическим требованиям. Надо признать, наши предки изобрели поистине уникальную вещь: ведь калпак можно носить и зимой, и летом. Все дело в натуральном войлоке, который готовится из овечьей шерсти.

«Кочкор муйуз калпак»

Увы, материала становится меньше с каждым годом, порода овец меринос канула в Лету вместе с Советским Союзом.

Стада роздали бывшим колхозникам и совхозникам, которые, чтобы как-то выжить в лихие девяностые, пустили почти всех баранов под нож.

Конечно, сказать, что вместе с колхозными баранами полностью исчез и белый войлок, это преувеличение.

Материал все еще есть. По словам мастерицы «Кыяла» Ишенбубу Аламановой, которая работает в компании уже 33 года, сырье они получают по двум каналам: с Войлочной фабрики в селе Сосновка, что близ Кара-Балты, и с Токмакской льняно-войлочной фабрики. Но сырья кот наплакал.

«Сейчас сам войлок получить - проблема. Токмакская фабрика берет предоплату за полгода–год, и только когда настанет очередь, берем его» - говорит о дефиците сырья Ишенбубу Аламанова.

Мастерица Ишенбубу Аламанова. Уже 33 года делает национальные головные уборы

Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Китайские предприниматели, видя плачевное состояние нашей войлочной промышленности, сжалились над нами… и пустили на рынок свой войлок. Только сырье они получают химическим путем. Проще говоря, гонят нам синтетику.

Тем не менее производство калпака получило новое дыхание с приходом войлока от «китайских овец». На том и держится сегодня рынок.

Однако, судя по тому, как без конца приходят люди в цех «Кыяла» по изготовлению национального головного убора, где, кстати, работают только две мастерицы, спрос на натуральное изделие велик.     

Как рассказали хранители традиций, нынче в моде так называемый «чыраш калпак», который делают из белого войлока, и все узоры вышивают вручную.

«Чыраш калпак». Особенно ценится среди молодежи

«Такой вид изделия молодежь берет на свадьбы, его невозможно сшить за один день», - говорит она.

Кроме того, не теряют популярности калпаки из бархата.

Калпак с бархатом. Снова входит в моду

«Сейчас многие просят низкие калпаки, они снова входят в моду, говорят, что в высоких неудобно сидеть в машине», - говорит мастерица.  

В целом же есть два вида калпаков: круглый, как юрта, и квадратный, рассказала она.

Еще один интересный факт. Ишенбубу Аламанова рассказала, что часто приходят парни, которые заказывают головной убор с эмблемой своего рода. Видимо, чтобы новые знакомые и даже прохожие сразу понимали, с кем имеют дело.

Бурул Абдраева. Изготавливает калпаки более 30 лет…

Однако, по словам мастерицы Бурул Абдраевой, несмотря на то, что число людей, желающих носить ак калпак, особенно среди молодежи, увеличивается, желающих его шить мало, если не сказать - совсем нет. На вопрос, кто же придет им на смену, Бурул Абдраева лишь пожала плечами и с грустью посмотрела в окно.