14:00, 12 декабря 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
В Кыргызстане, по официальным данным, проживает 203 тысячи человек с инвалидностью, из которых 40 процентов — женщины и девочки. Они чаще подвергаются насилию и жестокому обращению, чаще сталкиваются с ограничениями в учебе и работе. Самыми распространенными барьерами на пути к самостоятельной жизни являются финансовые и инфраструктурные. Тем не менее некоторые кыргызстанки признаются, что преграды делают их только сильнее.
У Нестан детский церебральный паралич (ДЦП). Родные сделали все, чтобы она стала самостоятельной. В настоящее время молодая женщина снимает квартиру в Бишкеке, живет отдельно от родственников и сама себя содержит.
«Взять хотя бы школьное образование. Дети с инвалидностью испытывают большие сложности с доступом к нему, особенно в селе. Школы расположены очень далеко от дома, инфраструктуры нет, учителя часто не приходят, если ты на домашнем обучении. Первые два класса я отучилась в интернате в Таласе, пока однажды не упала и меня не выгнали: побоялись, — вспоминает Нестан Дейдиева. — Мама перевела меня на домашнее обучение, но педагоги часто пропускали занятия. С трудом я получила свидетельство об окончании 9-го класса, а последние два класса отучилась в лицее».
После окончила бакалавриат и магистратуру в Бишкекском гуманитарном университете. Было сложно, но старалась не отставать от сокурсников. Однако диплом социального работника особо не пригодился.
В 2015 году тогда министр соцзащиты помог Нестан трудоустроиться в службу «Телефон доверия для детей — 111». Но через четыре месяца ей пришлось написать заявление об увольнении.
«Начальница сказала, если бы у меня была хорошая дикция, то меня бы оставили, а так из-за меня могут закрыть центр. Скажу честно, на меня поступали жалобы от звонивших, якобы я пьяная, неадекватная и не могу консультировать. Это был настоящий стресс, — признается молодая женщина. — Если бы та чиновница захотела, мы бы нашли решение. Но я ей благодарна: она дала мне стимул, тогда я себе пообещала, что все равно буду работать диспетчером, и через несколько лет у меня это получилось. Уже четвертый год удаленно работаю в службе такси. С каждым годом моя дикция становится четче и понятливее».
В 2023-м Нестан снова поступила в БГУ в магистратуру по психологии. Учиться и развиваться никогда не поздно, считает она.
«Нам очень часто мешает мнение общества, — говорит Нестан Дейдиева. — Люди думают, что нам не надо учиться: «Зачем? Государство ведь и так помогает». На самом деле это не так. Мы тоже хотим получить образование и жить самостоятельно».
Молодая женщина благодарна своим родителям: «Они дали мне достойное образование, воспитали как личность. У меня никогда не было запретов. Я всегда сама принимала решения, но, конечно, сначала посоветовавшись с родными. Их поддержка для меня — стимул».
Не считаю себя человеком с инвалидностью. Я полноценный человек, несмотря на костыли. Я доказала себе: нет ничего невозможного, если захотеть и стараться.
Нестан Дейдиева
К сожалению, не у всех кыргызстанок, имеющих проблемы со здоровьем, получается добиться желаемого.
Это включает в себя не просто удовлетворение ежедневных естественных и бытовых потребностей, но и реализацию политических, культурных и других прав. Более того, экономическая независимость снижает для женщин риски насилия, отмечают авторы исследования «Гендерное и инклюзивное развитие в Кыргызстане: вызовы и рекомендации».
Они получают минимальное пособие, на которое невозможно прожить. Выживают благодаря помощи сообщества: семьи, родственников, окружения.
«Низкая занятость является одной из причин, по которой женщины с инвалидностью являются уязвимой группой. Это объясняется рядом причин: отсутствием рабочих мест, стереотипами о невозможности использования труда женщин с инвалидностью, нежеланием работодателей нанимать их без каких-либо экономических стимулов со стороны государства, отсутствием доступной инфраструктуры как на рынке труда, так и в сфере образования, и другими», — говорится в исследовании.
Для снижения рисков экономической уязвимости и социальной изоляции женщин с инвалидностью важно комплексно воздействовать по всем этим направлениям. Выходу на рынок труда может способствовать не только формальное образование с получением диплома, но и профессиональная подготовка.
По словам эксперта по гендерным вопросам Зульфии Кочорбаевой, женщины в целом являются группой, отстающей по многим показателям в реализации своих прав и возможностей. Не зря их называют «догоняющим» полом.
К примеру, право на образование основополагающее, однако далеко не все девочки с инвалидностью могут его получить в должном объеме и в таком качестве, которое позволило бы дальше осваивать выбранную по призванию профессию.
«И если в мальчика родители еще готовы вкладываться, опять-таки исходя из стереотипа, что он должен будет потом создать семью, то в девочек могут вообще не вкладываться, — отметила Зульфия Кочорбаева. — В сельской местности меньше возможностей инфраструктуры, в том числе для занятия спортом. Секций для девочек гораздо меньше, и, как правило, они платные, поэтому семья может отказаться от дополнительных расходов. В итоге в будущем это все сужает возможности девочек для развития и занятия какой-то профессиональной, социально активной деятельностью».
Вопрос трудоустройства тоже актуальный. Остаются вопросы безопасности, домогательств на рабочем месте, доступности инфраструктуры и так далее.
«Согласно различным исследованиям, именно женщины и девочки с инвалидностью в три-четыре раза чаще страдают от насилия, чем мужчины и мальчики. Мы знаем много случаев, когда женщин с инвалидностью принуждают к стерилизации, когда они не имеют возможности вступить в брак по собственному желанию или воспитывать детей. Большую часть времени они проводят дома и зависят от своих близких родственников. А как мы знаем, чаще всего насилию подвергаются именно дома, со стороны ближайшего окружения. Поэтому девочки и женщины оказываются в повышенной группе риска», — сказала эксперт в интервью 24.kg.
«Теряя тот вклад, который они могли бы внести, но не вносят ввиду социальной изоляции и дискриминации, общество и государство недополучают многих выгод — экономических, политических, социальных, культурных. Поэтому важно продолжать работу по гендеру и инклюзии, проводить ее на всех уровнях межведомственного взаимодействия с обязательным привлечением организаций гражданского общества, работающего с людьми с инвалидностью», — считают авторы исследования.