06:58
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95

Баткен: не хлебом единым…

Недавно на страницах одного из интернет-изданий появилась информация о том, как кыргызско-таджикскую границу в Баткене «охраняет» одна пожилая женщина, которая в своем селе осталась фактически одна и проживает там только для того, чтобы дом не заняли граждане соседней страны. Те готовы за серьезные деньги, по местным меркам, конечно, купить ее дом или переселиться в уже пустующие помещения.

Сомнительная слава

О приграничных конфликтах в Баткенской области, ползучей миграции, экономической отсталости региона сказано уже немало. События, происходящие в самой молодой области суверенного Кыргызстана, то и дело обсуждает вся республика. Увы, известность ей приносят не знаменитый урюк, горный цветок Айгуль или ляйлякские ковры, а, скорее, состязания по «камнеметанию» между жителями приграничных сел двух стран или перестрелка между пограничниками.

Печальная тенденция: регион потихоньку покидают местные жители, и так же потихоньку их места занимают жители сопредельной страны.

«Ползучая миграция»

Пресловутая «ползучая миграция» не слух, пущенный непросвещенным местным жителем, а вполне конкретная и осязаемая вещь.

То, что в приграничных районах многие дома с прилегающими к ним участками неофициально (официально это запрещено Конституцией) проданы гражданам соседней страны, подтвердил экс-депутат Токон Мамытов. По его словам, правительство выявило подобные факты в Ляйлякском (около 60 домов) и Баткенском (25-28 домов) районах.

Экс-чиновник рассказал, что продажи достигали своих пиков в 1990 году, накануне развала Союза, а также с 1995 по 2000 год и в 2005 году. Одной из причин, почему происходили подобные факты, политик считает выгодное предложение: соседи давали в два раза больше денег, чем свои сельчане.

      

Для решения проблемы в 2013 году правительство выделило 10 миллионов сомов, чтобы выкупить дома обратно.

Как рассказал спецпредставитель правительства по делимитации границ Курбанбай Искандаров, процесс выкупа ранее проданных домов идет постепенно, каждый факт требует тщательной проверки.

«Дома, где фактически живут граждане Таджикистана, оформлены на наших граждан, и в Госрегистре не отмечены факты купли-продажи», - рассказал спецпредставитель. По словам чиновника, некоторые жители в приграничных районах состоят в родственных отношениях с гражданами соседней страны, продают им свои дома, так как те предлагают хорошие деньги, но оформляют жилье на кыргызстанцев.

Со слов представителя правительства, сейчас местным властям дано поручение отслеживать каждый факт купли-продажи домов и земельных участков. «Если житель решит продать свой дом или участок земли, в первую очередь он должен сообщить об этом в айыл окмоту, а местная власть не должна допустить продажи иностранцам», - сказал Курбанбай Искандаров.  

В этих целях в мае 2011 года полномочным представителем правительства в регионе было даже издано постановление  «О запрете продажи, сдачи в аренду домов и земельных участков иностранным гражданам».

Областная администрация не представила конкретных цифр, сколько домов на самом деле возвращено и были ли выдворены на свою территорию все иностранцы, облюбовавшие наши земли.

Она лишь ограничилась ответом, сообщив, что выделенные 10 миллионов сомов освоены, а дома переданы на баланс Баткенского РОВД, пограничного отряда и Ак-Сайского айыльного округа того же района. Хотя факт этот сомнительный: пограничники отрицают, что переданные им дома приняты на баланс ведомства.

О том, что постановление областной администрации реализуется не в полной мере, говорит тот факт, что 8 февраля 2016 года в селе Максат Ляйлякского района произошел спор между пограничниками двух стран из-за вывешенного на крыше одного из домов кыргызского флага. По официальной информации ГПС КР, флаг был вывешен в доме местного жителя, который сдавал его в аренду гражданам Таджикистана. Видимо, на этом основании «соседи» решили, что наш флаг вывешен в доме подданного их страны.

Таким образом, правительство предприняло определенные шаги для предотвращения «тихого и постепенного захвата» наших территорий. Увы, ограничительные меры, изложенные на бумаге, не находят должной реализации в жизни.

Дело не в экономике

Что касается экономической отсталости региона, об этом говорилось не раз, и правительство уделяет серьезное внимание созданию условий для его развития.

По информации полномочного представителя правительства, из 34 айыльных аймаков на самофинансирование перешли 4 аймака и два города районного значения. В 2016 году планируется перевод еще двух айыльных аймаков. Много это или мало, можно понять, если сравнить, например, с Нарынской областью. Там из 63 айыльных аймаков из списка дотационных вышел только один.  

Для улучшения социально-экономической инфраструктуры приграничных айыльных аймаков Суу-Башаты, Ак-Сай, Кыштут в 2013 году были выделены средства в размере 371 миллион сомов, которые полностью освоены.

Есть и проекты государственного масштаба, предусматривающие освоение богарных земель через строительство каналов, водохранилищ.

Кроме того, в 2014 году в регион привлечено $16,1 миллиона прямых иностранных инвестиций, в то время как этот показатель в Ошской области составил $4,8 миллиона, а в Нарынской - $5 миллионов.

Видимо, потуги правительства приносят плоды, потому как анализ миграции показывает: в целом, отток людей из области имеет стабильный характер, не уменьшаясь и не увеличиваясь.   

По данным Национального статистического комитета, в 2014 году из Баткенской области выехало 884 человека. А если посмотреть динамику выехавших за пределы области за последние 15 лет, с 1999 по 2013 год, то увидим: регион покинули более 14 тысяч жителей. То есть ежегодно область покидают более 900 человек. Для сравнения скажем, что за этот же период Нарынскую область покинули более 28 тысяч человек, ежегодный отток составлял почти 2 тысячи, что в два раза больше, чем число выехавших из Баткена. И это при том, что население Баткена на 205 тысяч больше населения Нарынской области.

А если ближе к границе…

В некоторых айыльных аймаках, расположенных ближе к границе, картина несколько иная. К примеру, Ак-Сайский аймак имел рост населения. Если в 2007 году там было 6 тысяч 133 жителя, то в 2015 году этот показатель достиг 7 тысяч 500. И здесь есть одно «но». В 2014 году население этого аймака составляло 7 тысяч 833 человека, то есть за год оно уменьшилось на 333 жителя. И в том же году на кыргызско-таджикской границе произошло 32 конфликта, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Получается, что, несмотря на серьезное внимание к экономике региона, население приграничных сел все же имеет тенденцию к уменьшению.

Что они у нас потеряли

Насколько реальна «ползучая экспансия» со стороны наших южных соседей, хоть и косвенно, но достаточно ясно подтверждают следующие данные.

Во-первых, граждане соседней страны далеко не арабы ОАЭ  или швейцарцы, у которых денег куры не клюют. Спрашивается, откуда у простых сельчан деньги, если они предлагают купить дома наших граждан в два-три раза дороже их рыночной цены? Да еще переезжают в регион, который наши граждане покидают, опасаясь постоянных пограничных конфликтов.

К тому же непонятно, с какой целью эти люди арендуют дома наших граждан в приграничных селах. Какой смысл арендовать дом в отсталом, с постоянными пограничными конфликтами селе, где нет ни работы, ни земли? Отсюда и естественное подозрение: вероятно, этим людям любой ценой надо осесть на нашей территории.  

Но можно предположить, что они перебираются к нам и по другой причине - из-за дефицита земель у себя на родине.

Довольно показателен сравнительный анализ населения и площади двух сопредельных регионов.

Население Согдийской области Таджикистана, жители которой и покупают дома кыргызстанцев, составляет 2,5 миллиона человек. Они проживают на площади 25,2 тысячи квадратных километров, при этом плотность населения на один квадратный километр составляет 97,4 человека, что почти в два раза больше плотности в среднем по Таджикистану (50 человек на 1 квадратный километр).

Население Баткенской области, площадь которой 17 тысяч квадратных километров, в 2015 году составило 480,7 тысячи человек, что в 5 раз меньше числа жителей соседней таджикской области. При этом плотность населения в этой области КР составляет 22,5 человека на один квадратный километр, что в 4 раза ниже плотности населения в Согдийской области и даже ниже плотности населения в среднем по Кыргызстану.

Кайрылманы не решат проблем

Именно так считают многие эксперты. Одни аргументируют это тем, что, во-первых, у правительства нет средств на их размещение. Во-вторых, с 2010 по 2015 год статус «кайрылман» в Баткенской области получили 2,4 тысячи человек против 1,7 тысячи в Чуйской области.

Однако, по словам экспертов, большинство кайрылманов используют Баткен для адаптации, в последующем они перебираются в Джалал-Абадскую или Чуйскую области. Такая ситуация вполне понятна, ведь государство создало всего лишь условия для получения в льготном порядке гражданства и доступа к социальным и медицинским услугам. О какой-либо экономической поддержке речь не идет.

Так, в новой госпрограмме по поддержке этнических кыргызов, возвращающихся в Ала-Тоо, на 2016-2020 годы о расселении на приграничных районах написана только одна строка: «В зависимости от возможностей регионов расселить их на приграничных территориях».

Возможности же дотационной области понятны без слов. 

Да и нет в программе конкретных источников финансирования, кроме как расплывчатого понятия «за счет донорских средств, бюджетных средств госорганов и за счет бюджетных средств, использование которых не запрещено законами страны».

Вопрос расселения в этом малолюдном регионе афганских кыргызов, даже если выделить сотни миллионов сомов, невозможен по довольно простой причине: привыкшие к высокогорью люди просто не смогут там жить.

Иными словами, чтобы переселить в приграничные районы кайрылманов, нужна специальная программа с реальным и мощным финансированием, позволяющим создавать при этом все предпосылки для экономического развития.

Таким образом, действенным путем сохранения целостности региона остается решение проблемы демаркации и делимитации границы. Как сказал экс-депутат Токон Мамытов, в вопросах границ не нужно спешить, к их решению следует подходить предельно скрупулезно.

Экономическая слабость, а как следствие - отсутствие политической воли в вопросах внешней политики уже на протяжении последних 25 лет не способствуют улучшению ситуации на южных границах Кыргызстана. Ведь только благодаря отсутствию населения на границах с Китаем и Казахстаном, серьезным территориальным уступкам кое-как удалось начертить линии границ с двумя большими соседями.  

Ситуация же на юге совершенно иная. Ферганский узел, завязанный большевиками в 20-х годах прошлого века, а потом еще раз запутанный чиновниками районных и колхозных масштабов, только еще предстоит распутать. Сложные процессы делимитации и демаркации не удается полноценно провести по сей день, и, похоже, их мы оставим в виде сомнительного наследства уже нашим детям.      

Популярные новости
Бизнес