10:00, 09 ноября 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Стояние в очереди — малоприятное времяпровождение, особенно если речь идет о медучреждениях. В минувшее воскресенье, чтобы попасть на прием к педиатру, многим пациентам пришлось ждать больше двух часов. Аналогичная ситуация оказалась и в Республиканской клинической инфекционной больнице (РКИБ).
«У ребенка в субботу ночью внезапно поднялась температура, поэтому решили не тянуть до понедельника и в воскресенье поехали в детскую больницу. Очередь заняли в 13.50, а попали к врачу только после 16.00. Благодаря электронному табло в медучреждении стало меньше споров между посетителями, однако некоторые все равно не хотят ждать и пытаются пройти без очереди. Дети все с разными симптомами, поэтому есть страх подцепить еще какую-то болячку за столько времени ожидания. Пока хорошая погода, можно погулять по территории больницы, чтобы не создавать скученность в коридоре, но есть риск пропустить очередь», — рассказал 24.kg один из родителей.
В итоге, по его словам, врачи отправили из детской больницы в РКИБ, чтобы там исключили или подтвердили диагноз. Но и там пришлось простоять в очереди почти два часа.
«Мы поставили электронную запись к педиатрам и ЛОР-врачам, чтобы был порядок. На этой неделе установим такой же терминал в хирургический прием. Тендер уже прошел. Хотим все приемы сделать электронными. Иначе все рвутся в одну дверь, начинается ажиотаж, боязнь пропустить свою очередь, все толпятся у кабинета. Мы максимально стараемся создать условия», — сказал он, пояснив, что у терминала своя система выдачи номеров.
Допустим, аппарат может выдать 180-й номер, но это не означает, что на приеме все 180 человек.
По словам Акылбека Маманова, в выходные и праздничные дни всегда наблюдается наплыв пациентов, поскольку в поликлиниках короткий рабочий день или они вовсе не работают. В связи с тем, что в РКИБ закрыли на ремонт основной корпус, часть больных направляют также в детскую больницу.
«Поэтому приходится трудиться в усиленном режиме, ставим на прием по пять педиатров. Фонд обязательного медицинского страхования выделил дополнительные ставки, штаты увеличили. В целом на дежурство выходит бригада из 19 человек, в том числе хирурги, педиатры, ЛОР-врачи, травматологи», — сказал он.
«Население города постоянно растет, а больница остается все та же. К нам едут не только из Бишкека, но и Чуйской области, начиная от Кара-Балты и до Токмака. Да, очереди есть, но мы всех осматриваем», — добавил Акылбек Маманов.
Родители маленьких пациентов подтверждают: в приеме никому не отказывают и даже не требуют документы и направление.
По данным главврача, 5 ноября за сутки врачи приняли более 900 человек, в том числе только через педиатров прошло 345 детей, через ЛОР-врачей 150, столько же через хирургический прием и около 250 через травматологический пункт.
«Эта работа должна проводиться в поликлиниках. Мы же стационар и должны лечить стационарных больных. За амбулаторное ведение (а таких пациентов почти 90 процентов) нам даже не платят, — подчеркнул Акылбек Маманов. — Над этим вопросом сейчас работает ФОМС. Мы бешеную нагрузку несем».
Из-за высокой нагрузки и маленькой зарплаты в больнице большая текучка кадров. За 2023 год тут уволились уже восемь педиатров. Руководство дополнительно принимает ординаторов второго и третьего года.
Возможно, часть нагрузки смогут снять четыре детских отделения, открытые в октябре при центрах семейной медицины в Бишкеке.
Строительство нового корпуса в Третьей детской планируют завершить к концу 2025 года.
По словам главврача Гулжигита Аалиева, обычно они госпитализируют около 30-40 процентов поступающих больных, остальные просто приходят на консультацию.
В приеме тут тоже никому не отказывают. Если мест не хватает, то размещают в коридорах. Это уже давно привычная картина. Особенно часто люди обращаются по выходным и после 18.00, когда поликлиники уже закрыты.
При этом электронной очереди в РКИБ нет. Это объясняют тем, что люди, поступившие, к примеру, по линии скорой помощи, не могут ждать. Их принимают в первую очередь. Но на талонах в регистратуре указывают время обращения, что может помочь в разрешении споров между посетителями.
Медиаэксперт по вопросам здравоохранения Елена Баялинова напомнила, что дети в стране в приоритете.
«Проблема очередей не сегодня появилась. Мы всегда говорим о том, что должна работать система перераспределения, чтобы ни дети, ни роженицы, никто другой не стоял в очередях. Но это не работает», — заметила она.
По идее, система перераспределения должна быть на первичном уровне. Однако люди не хотят идти в центры семейной медицины по различным причинам, в том числе и из-за дефицита кадров, тех же педиатров на первичке не хватает.
«Прием детей в экстренных ситуациях лучше всего делать по линии скорой медицинской помощи, но и скорая тоже приезжает не всегда вовремя. Получается замкнутый круг, — добавила Елена Баялинова. — Поэтому каждый менеджер на местах, главврачи, не говоря уже о Минздраве, должны возвращаться к этому вопросу до тех пор, пока он не будет решен».