09:05, 16 октября 2023, Бишкек - 24.kg , Бактыгуль ОСМОНАЛИЕВА
Известный кинокритик Антон Долин назвал пять фильмов режиссеров Центральной Азии, которые обязательно надо смотреть.
По мнению эксперта, автор киноленты «Похищение невесты» кыргызстанский режиссер Мирлан Абдыкалыков — один из самых перспективных и известных режиссеров страны, с детства игравший в фильмах своего отца, живого классика кыргызского кино Актана Арым Кубата, чьи две картины имели большой успех на международных фестивалях: «Небесное кочевье» показывали в Карловых Варах в 2015-м, «Босоногого бегуна» — в Пусане в 2019-м.
На этом же международном фестивале в октябре 2023-го представляют и «Похищение невесты».
«Энергичный, сухой, завораживающе мрачный психологический триллер посвящен обычаю, который до сих пор много значит для кыргызов и широко практикуется в стране: девушку похищают, чтобы выдать замуж насильно, не спросив согласия ни у нее, ни у ее родных. Если та не поддается уговорам («Уйдешь из-под этой крыши и не согласишься на брак — будешь проклята и покроешь себя позором!»), ее могут изнасиловать», — говорится в аннотации.
Фильм «Бауырына салу» режиссера Асхата Кучинчирекова из Казахстана также заинтересовал кинокритика.
«Дебютную картину казахского автора включили в престижную секцию «Новые режиссеры» международного фестиваля в Сан-Себастьяне. Ее центральная тема — точно так же, как и у Абдыкалыкова, — связана со старинным обрядом, восходящим к незапамятным кочевым временам. Но если похищение невест де-факто узаконивает национальную «культуру изнасилования», то «бауырына салу» — название традиции не имеет точного перевода — менее прагматична, хотя столь же архаична и жестока. Первенца молодых родителей отдают на воспитание родственникам, чаще всего дедушкам и бабушкам, в деревню, по сути, отрывая их от отца с матерью на долгие годы», — говорится в тексте.
Фильм «Воскресенье» снят режиссером Шокиром Холиковым из Узбекистана.
«Если молодые кинематографисты Казахстана и Кыргызстана переносят в современный контекст национальные традиции, яростно протестуя против них, дебютант из Узбекистана Шокир Холиков наполняет щемящей грустью хронику ухода в прошлое стариков, с которыми незаметно исчезает само представление о семье. Все персонажи его «Воскресенья» хотят «как лучше», но разрыв поколений неизбежно приводит к трагедии, запечатленной в длинных, статичных, невероятно красивых кадрах. При этом в фильме нет ориентального экзотизма и туристического любования старинным укладом», — прокомментировал Антон Долин.
«Город ветра» — лента режиссера Лхагвадулам Пурэв-Очир из Монголии.
Это история взросления, но необычная. Возраст главного героя, 17-летнего старшеклассника Зе, в первой впечатляющей сцене фильма невозможно угадать. В ритуальном костюме и полностью скрывающем лицо шлеме-маске он проводит ритуал, вызывая духа мудрого предка и давая совет от его лица. Зе — шаман, относящийся к своему призванию буднично, без особой гордости или стыда. Встреча с ровесницей Маралой, дочерью маминой подруги, которой предстоит серьезная операция на сердце (шамана просят посодействовать ее благополучному исходу), меняет жизнь Зе. Он впервые начинает сомневаться в своем призвании и аутентичности своего дара, а вместе с невинностью теряет способность вызывать духов.
Фильм «Каш» снял казахстанский режиссер Айсултан Сеитов.
«Редчайший для современного кино Центральной Азии случай, когда коммерческий жанр сочетается с уникальной авторской интонацией и социальным содержанием. «Каш» — полнометражный режиссерский дебют знаменитого клипмейкера Айсултана Сеитова. 26-летний уроженец Алматы учился в США, снимал клипы для Скриптонита и Ивана Дорна, а потом и американских звезд поп-музыки, в том числе был постановщиком презентаций альбома Канье Уэста Donda», — отмечается в сообщении.