Учить по-новому: что в законопроекте «Об образовании» вызывает споры

12:00, 20 июня 2023, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

Министерство образования и науки еще в 2021 году заявило, что вместо пяти профильных законов будет разработан один. Спустя полтора года в парламент поступило два проекта закона «Об образовании». Один подготовлен кабинетом министров, в написании второго, инициированного депутатами, принимала участие межведомственная рабочая группа.

В итоге парламентарии одобрили оба варианта и решили объединить его в один.

Сколько денег взяли

Но когда объединенный документ поступил на рассмотрение парламентского комитета по социальной политике, на него, точнее его разработчиков, с критикой обрушилась депутат Надира Нарматова.

Она выразила недовольство тем, что среди авторов законопроекта «Об образовании» есть юристы и экономисты.

 Депутат обвинила их в финансировании извне.

«Как вы писали законопроект в сфере народного просвещения? Сколько средств получили? Почему законопроект не пишут преподаватели с 30-летним стажем работы, ученые из сферы образования, а пишут юрист и экономист? Почему мы должны сидеть и смотреть в рот международным организациям?» — возмутилась она.

Члены рабочей группы, бывший замминистра экономики Эльдар Абакиров и юрист Гульнара Каликова ответили, что они оба имеют опыт работы в университетах. Кроме того, над законопроектом работало большое сообщество представителей разных сфер. При поддержке главы кабмина Акылбека Жапарова была создана межведомственная комиссия, в которую вошли девять депутатов, представители разных министерств, кабинета министров, администрации президента.

Но Надира Нарматова считает, что документ не направлен на развитие будущего нашей страны. Не убедил ее и ответ замглавы Минобразования Расула Абазбек уулу, что в разработке законопроекта принимали участие сотрудники ведомства.

«Мы пришли к консенсусу. И отвечу за нас: мы не писали этот проект по чьей-либо указке. Объединили пять действующих законов», — добавил он.

Депутат Эльмурза Сатыбалдиев раскритиковал предложение давать право по желанию проходить аккредитацию частным вузам.

По его мнению, это создаст возможность продавать дипломы. Но один из инициаторов законопроекта — Жанар Акаев сказал, что уважающие себя университеты пройдут добровольно аккредитацию, а предложение — попытка уйти от практики постоянной проверки. По его словам, студенты не пойдут во второсортный вуз. «Кроме того, если закон примут, то кабмин создаст департамент по проверке качества. Они будут проверять и контролировать все школы, вузы и детсады», — заверил депутат.

По словам эксперта Гульнары Каликовой, во всем мире аккредитация привязана к финансированию, а в Кыргызстане — к документам. Это, считает она, привело к сплошной коррупции.

Однако в профильном ведомстве считают, что аккредитация необходима. Об этом на комитете сказал замминистра Расул Абазбек уулу.

В итоге члены комитета не стали голосовать по законопроекту из-за отсутствия кворума.

Ваучеры, автономия учебных заведений

Также проектом закона предлагается отменить лицензирование детских садов. Эта «реформа» уже начала претворятся в жизнь.

В Кыргызстане разрешили открывать детсады в домах и квартирах людям, которые прошли краткосрочное обучение.

Раньше необходимо было представить справки из 14 органов и открывать дошкольные учреждения могли только юридические лица в нежилом помещении (с высотой потолка 3 метра) при условии получения лицензии.

Сегодня лицензия не нужна. Достаточно пройти трехдневные курсы и зарегистрироваться физическому лицу как индивидуальный предприниматель. Услуги дошкольного образования разрешили оказывать в жилых помещениях.

Еще одно новшество, которое хотят внедрить, — ваучерная система финансирования, когда бюджетные деньги «идут» за ребенком на всех ступенях образования.

В вузах, например, выделять деньги (государственный грант) не напрямую государственным высшим учебным заведениям, а «закреплять» за абитуриентом, получившим высокий балл в ОРТ. Студент выбирает учебное заведение вне зависимости от формы собственности, и деньги перечисляются этому вузу. Так, считают разработчики, появится конкуренция между университетами, и, считают разработчики, повысится качество образования.

Кроме того, в законопроекте предлагается автономия учебных заведений — право образовательной организации самостоятельно осуществлять образовательную, административную, финансово-экономическую деятельность, принимать управленческие решения, в том числе в вопросах управления человеческими ресурсами и активами, распоряжаться бюджетными и внебюджетными средствами.

Разработчики уверены, что нововведения позволят повысить качество образования в стране. Поддержат ли их депутаты?