13:00, 15 мая 2023, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
В Кыргызстане подвели итоги очередного теста на получение аттестатов особого образца «Алтын тамга». Лишь 8,6 процента участников доказали свои отличные знания. Почему ребята не смогли справиться с заданиями из школьной программы?
Тестирование проводилось по четырем обязательным учебным дисциплинам: математика, родной язык и литература (кыргызский язык и кыргызская литература, русский язык и русская литература, узбекский язык и узбекская литература), история Кыргызстана и химия.
Предусмотрены разные форматы тестовых заданий, в том числе открытого типа. То есть проверяют не только знания, но и навыки понимания и применения знаний на практике. В Национальном центре оценки качества образования и информационных технологий (НЦОКОИТ) подчеркнули, что все вопросы из школьной программы, по госстандарту, ничего лишнего от детей не требовалось.
Более подробный анализ, какие предметы сдали хуже, а какие лучше, пока еще не проводили. По словам представителей НЦОКОИТ, обычно выпускники, которые сдают на отлично гуманитарные предметы, чуть слабее в естественных науках и наоборот.
Дважды (в 2020 и 2021 годах) тестирование проходило в цифровом формате — на планшетах. В Минобразования отмечали тогда преимущества процедуры оценивания онлайн: открытость, прозрачность и доступность.
Однако в этот раз вернулись к бланочному варианту. Как пояснили 24.kg в НЦОКОИТ, раньше возникали проблемы с интернетом, а часть планшетов вышли из строя. Если бы проводили тест на планшетах или компьютерах, то это заняло бы почти 2-3 недели. А так результаты выдают в течение трех дней.
«Все равно все было открыто и прозрачно. Задания находились в сейф-пакетах. Их можно открыть только один раз — больше не закроешь. Листы ответов тоже упаковывали в сейф-пакеты при наблюдателях, директорах школ и детях и привозили в Бишкек, все проверялось только при комиссии. Проверяет работы компьютер, и здесь тоже нет человеческого фактора», — заверила директор НЦОКОИТ Бактыгуль Шамшидинова.
Низкие результаты говорят о том, что оценки в школах ставят не по заслугам.
«По сравнению с прошлым годом мы довольны последними результатами: они почти в два раза выше. Но если смотреть на цифры, которые были до этого, то результат не очень хороший, — призналась Бактыгуль Шамшидинова. — Нынешние одиннадцатиклассники — это дети, которые учились во время пандемии коронавируса в онлайн-режиме. Поэтому итоги такие».
Она отметила, что школам нужно более тщательно подбирать претендентов. Некоторые общеобразовательные организации выдвигают по 15-20 человек, из которых подтверждают свои знания всего около 5 учащихся.
Но небольшой бонус для самих выпускников все-таки есть. Получившие «Алтын тамга» освобождаются от итоговой аттестации полностью, а значит, у них свободен почти целый месяц и можно подумать о том, куда поступать.
Ученики, получившие за тест четверки, по решению педсовета тоже могут освободиться от экзаменов. Или могут сдать их на общих основаниях, но аттестат в случае пятерки все равно будет синим.
По словам Бактыгуль Шамшидиновой, в настоящее время вновь вернулись к вопросу о переходе на 10- или 7-балльную систему оценивания. «Чем длиннее шкала, тем точнее мы измеряем навыки и знания детей. Это мировой пример. Иногда в школе на уроках ставят 4+, но в аттестат так поставить нельзя, расширение шкалы решило бы проблему», — пояснила она.
Однако независимо от системы оценивания уровень знаний у детей останется прежним, пока не улучшится работа в школе. Многое зависит как от учителей и повышения их квалификации, программы обучения, так и от самих учащихся (занимаются ли они самостоятельно, дополнительно с репетиторами, помогают ли им родители дома и так далее).
Это ли не показатель качества образования? Неужели за более чем 10 лет не сделано никаких выводов и рекомендаций, чтобы как-то улучшить ситуацию? А если сделано, то почему итоги такие плачевные?
Эксперты в области образования не раз отмечали неэффективность оценки достижений учащихся по окончании школы, когда уже ничего нельзя исправить. Такую же оценку нужно проводить в начальной и средней школе, чтобы можно было что-то изменить в процессе преподавания. Почему-то у нас любят делать упор на одаренных и успешных. Хотя государство должно создавать равные условия для всех, как в городских, так и сельских школах, и упор делать не на единицы отличников, а на всю массу учащихся.