15:00, 04 февраля 2023, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
4 февраля легенде кыргызского балета, народному артисту СССР Чолпонбеку Базарбаеву исполнилось бы 74 года. Его жизнь трагически оборвалась более 20 лет назад на самом зените.
В честь даты Министерство труда, социального обеспечения и миграции попросило рассказать об именитом брате главу ведомства Кудайбергена Базарбаева.
Более двух десятилетий Чолпонбек Базарбаев был премьером национальной балетной труппы, три года занимал пост министра культуры. Несколько лет работал директором и художественным руководителем Национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева.
— Конечно, в далеком 1958 году в Ат-Баши никто даже представить не мог, что маленький мальчик, поразивший опытных педагогов-хореографов из Фрунзе, однажды прославит Кыргызстан на весь мир. Не думали об этом и наши родители. Отца после войны направили на партийную работу в Нарынскую область. В первый раз родители не решились отпустить маленького сына в далекий Фрунзе. Хотя отец сам знал и понимал искусство, до войны одним из первых играл в кыргызской труппе драматического кружка в начале 1930-х годов. Но, видно, талант Чолпонбека так запал в душу педагогу Гульбаре Данияровой, что через год она вновь приехала к родителям и смогла их уговорить.
Так в 10 лет Чолпонбек все-таки попал в балет, хотя, как любой сельский мальчишка своего возраста, мало представлял, что это такое.
Кудайберген Базарбаев
Но узнав, чему его будут учить, полюбил балет на всю жизнь, более того сделал его своей жизнью.
— И через много лет он возглавил Кыргызский театр оперы и балеты...
— Да, но сначала окончил хореографическое училище, которое теперь названо в его честь. Затем прошел годовую стажировку в Большом театре. Когда он приехал после нее домой на каникулы, умер отец, и Чолпонбек в свои 19 лет стал главой семьи, в которой еще были мама, братья и сестра. Но это не помешало ему стать ведущим артистом нашего театра оперы и балета.
Дебют как исполнителя главной партии начался с балета «Бахчисарайский фонтан», второй его главной ролью стала партия принца Зигфрида в легендарном балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». С тех пор Чолпонбек Базарбаев стал солистом национальной балетной труппы. За эти годы он воплотил на сцене более тридцати ведущих партий в спектаклях мировой балетной классики. Долгие годы его сценическим партнером была народная артистка СССР Айсулу Токомбаева.
Он отдавал театру всего себя, искренне верил, что театр — это уникальный культурный центр, который объединяет людей.
Кудайберген Базарбаев
Отдавая дань уважения театру, он никогда не опаздывал на спектакли. Мог на самолет опоздать, но на сцену — никогда.
Свою любовь к балету он привил и всем нам. Помню, как его жена Надя брала меня с собой в театр и объясняла, что происходит на сцене. Конечно, мальчишкой бывало и засыпал на спектакле, и с нетерпением ждал антракта, чтобы побегать в фойе. Но потом пришли и любовь к балету, и понимание того, какой огромный труд необходим, чтобы подарить людям радость со сцены.
— Вы как-то сказали, что главный урок, который преподал вам брат, — это трудиться не покладая рук.
— В нашей семье ко всему приходят упорным трудом. Так было у брата, так было и у меня. Так мы учили своих детей, а теперь я учу внуков. Чтобы чего-то достичь, нужны знания и труд.
С самого детства Чолпонбека отличали невероятные трудоспособность и упорство. Он много времени проводил за изучением очередной книги, коллекционировал книги всю жизнь, имел очень широкий кругозор. Эти качества помогли ему не только создавать удивительные образы того же Касыма из «Материнского поля» или Чолпонбая Тюлебердиева в балете «Бессмертие». Но и потом, когда он стал министром культуры, когда в голодные 90-е отстаивал театр, боролся за артистов, искал меценатов, чтобы сохранить кыргызский балет.
— Действительно, мы знаем Чолпонбека Базарбаева как артиста балета, которому рукоплескали в СССР и многих странах мира, но его заслуги выходят далеко за рамки театральной сцены.
— В начале 1990-х годов совместно с азербайджанским коллегой Поладом Бюльбюль оглы брат инициировал создание международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ. Сегодня она успешно работает и продвигает вопросы культуры и искусства на территории тюркоязычных стран. Ему также принадлежит идея учреждения Дня работника культуры в Кыргызстане и проведения первого театрального фестиваля по произведениям Чингиза Айтматова, также он является почетным гражданином городов Гринвилль и Батон-Руж (США), обладателем международной музыкальной премии «Мин-Он» Япония, обладателем ордена «Данакер».