13:01, 31 января 2023, Бишкек - 24.kg , Юрий КОПЫТИН
В Кыргызстане появилась первая передвижная лаборатория по изучению вредных выбросов. Новшество, которое позволит бороться со смогом, презентовали в Бишкеке у главного корпуса Кыргызско-Российского Славянского университета. Комплекс, собранный на базе микроавтобуса, сконструирован специалистами естественно-технического факультета из российского оборудования.
По словам кандидата географических наук Андрея Подрезова, первая стационарная станция по контролю качества атмосферного воздуха открыта в КРСУ в декабре 2018 года. В свое время она дала возможность получать непрерывные данные о загрязнении так, как четыре станции Кыргызгидромета в столице тогда делали замеры лишь один раз в сутки.
«Уже тогда полученные нами сведения позволили определить, что основной источник загрязнения твердыми частицами — частный сектор с его печным отоплением. Транспорт в этом вопросе не играет главенствующую роль, что никак не хотят и не могут понять наши чиновники, лоббирующие различные проекты.
О смоге говорят многие, но пока никто не может предоставить точную и всеобъемлющую информацию о его причинах. Каждое ведомство тянет одеяло на себя.
Загрязнение воздуха — это проблемы государственного уровня, и здесь необходим комплексный подход», — сказал кандидат географических наук.
Создание передвижной лаборатории по мониторингу экологической безопасности и технического состояния объектов транспорта, транспортной инфраструктуры и промышленности было задумано еще в 2019-м.
«За это время Кыргызгидромет в дополнение к четырем стационарным постам установил по городу 50 датчиков. Они работают почти три года, но у них есть минус — они могут анализировать только определенную точку. Наша лаборатория позволяет делать замеры возле оживленных перекрестков, отслеживать и анализировать распространение загрязнения по столице с учетом ветра и прочее», — подчеркнул Андрей Подрезов.
Помимо прочего, комплекс позволит отслеживать общественный транспорт.
В случае жалоб от жителей Бишкека экологи смогут приехать на конечную остановку для внепланового технического осмотра автобуса или маршрутки. Такая возможность сегодня обсуждается с мэрией города.
Одно из главных достоинств — все используемое оборудование прошло сертификацию, сомнений в точности показаний нет. Уже проведены первые, тестовые исследования на крупных перекрестках города в утренние, обеденные и вечерние часы пик. По всем компонентам зафиксировано превышение вредных выбросов.