Генезис. Мировую премьеру готовит Театр оперы и балета

13:00, 03 декабря 2022, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА

Фото Ильи Денброва. В репетиционном зале

Театр оперы и балета не часто балует зрителя премьерами. Репертуар обновляется редко, разве что выступления приезжих артистов разбавляют его. И вот приятная новость — в Кыргызстане пройдет мировая премьера балета Genesis («Сотворение мира»). Специально для его постановки в нашу страну приехал хореограф-постановщик Мариинского театра Дмитрий Пимонов. В интервью 24.kg он рассказал о премьере и кыргызском балете.

Справка 24.kg

Genesis («Сотворение мира») — это совместный проект композитора, поэта, философа и математика Баруха Берлинера (Израиль), автора либретто Ольги Кузнецовой, хореографа-постановщика Мариинского театра Дмитрия Пимонова, балетной труппы и симфонического оркестра Кыргызского театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева, продюсера Наума Слуцкера (Израиль) и руководителя проекта Евгения Ацапкина (Россия). За дирижерским пультом будет работать Михаил Кирхгофф — дирижер Калининградского симфонического оркестра. Художники по костюмам — Татьяна Астахова и Дмитрий Пимонов.

— Кыргызстан — страна, в которой большая часть населения исповедует ислам. Чем вызвана идея поставить балет, в основе которого лежит библейское сказание о сотворении мира?

— Симфоническая поэма с чтецом «Генезис», что в переводе означает «Сотворение мира», уже была поставлена в Кыргызстане. Возможно, тогда у продюсера Наума Слуцкера и директора Театра оперы и балета Алмазбека Истамбаева и появилась идея сделать балет на этом же музыкальном материале.

В «Сотворении мира» взяты семь эпизодов книги Бытия: сотворение мира, Адам и Ева, изгнание из Рая, Каин и Авель (первое братоубийство), Ной, который был избран, чтобы спастись в потопе, сам Потоп и завет Бога с человечеством — обещание Бога не уничтожать больше землю водами потопа, и знамением этого завета является радуга.

По поводу конфессий. В поэме берется исторический период от сотворения мира, когда не было конфессионального разделения. На это можно смотреть как на библейский миф, как на одну из версий сотворения мира.

— В афише указано, что это мировая премьера. Балет впервые будет показан зрителю именно в Бишкеке?

— Да, Кыргызстан удостоен чести поставить балет на эту музыку. Зрители увидят его впервые именно на сцене Театра оперы и балета. Сама симфония уже исполнялась во многих государствах мира.

— В балете будут задействованы приглашенные артисты и солисты?

— Нет, только местная труппа.

Фото Ильи Денброва. На репетиции

— Сложно было работать?

— Да, как всегда приходится сталкиваться с пробелами в образовании артистов, как техническими, так и духовно-интеллектуальными.

— А с чем это связано?

— Во-первых, с падением хореографического образования. Но я сразу внесу поправку: это наблюдается не только в Кыргызстане. Это всеобщее падение хореографического образования во всем мире. Потому что народ стал ленивый, деградирующий, а искусство балета требует достаточно много сил: физических, интеллектуальных, умственных, духовных, душевных. Чтобы получить профессию артиста балета, надо отучиться в хореографическом училище восемь лет. И то, если не доучишься, еще в театре надо будет года два-три растанцовываться.

Это очень сложная профессия, трудоемкий процесс. И не все готовы этим жертвовать, ломать себя, свое тело. Потому что позиции, формы, которые используются в классическом танце, противоестественные. Мы же в обычной жизни так не ходим, не двигаемся. Это большое самопожертвование. К сожалению, стало мало людей, которые готовы к этому.

И, соответственно, происходит и упадок педагогический. Плюс ко всему поддержка государства в Кыргызстане очень слабая. К примеру, у ваших соседей, в Казахстане, очень большой интерес, и поэтому балет достаточно высокого уровня. Там построили шикарную академию хореографии, куда приезжают со всего мира педагоги на мастер-классы, хореографы на постановки. Это позволяет набирать свой эксклюзивный репертуар.

Когда я приезжаю туда ставить балет, то потом полностью отдаю права на мою хореографию академии. То есть они танцуют то, что нигде в мире не увидишь. Наверное, там люди заинтересованы в каком-то духовном развитии нации, социальной стабильности.

Мне кажется, что человек, который читает книги, слушает музыку, ходит в театры, не будет сильно думать о том, как ему плохо живется, идти на революции и бежать к «Белому дому», чтобы свергнуть и поставить нового правителя.

Дмитрий Пимонов

Конечно, каждая страна вольна решать, что для нее важно. Интересно ли ей, чтобы на открытие сезонной национальной оперы «Айчурек» все места были заполнены, а не так, что я вижу неполный зал, а выхожу в одноименный торговый центр — и там масса людей, которые сидят в телефонах, кушают пиццу, а в глазах пустота и одиночество. Но опять же это не только в вашей республике происходит. Просто у вас мало населения, и этот срез духовного, культурного оскудения явно виден. У нас, в России, такая же беда. Но так как там живет много людей, то не так явно это выражено.

Мне кажется, надо заниматься приобщением детей к музыкальному театру, потому что музыка — это, наверное, то, что очищает душу, воспитывает. Как раньше, например, в советские времена, детей, школы водили в театры, музеи...

Фото Ильи Денброва. На репетиции

— Для вас стала вызовом работа с нашей труппой?

— Нет. У меня большой опыт работы с труппами разного уровня.

Сложно, тяжело, когда приходится восполнять недостаток образования: профессионального, культурологического, когда артисты не совсем понимают, что они танцуют, что это за история.

С другой стороны, я понимаю артистов, которые не хотят делать что-то новое. Они получают гроши — 17 тысяч сомов. Это издевательство над людьми, которые жертвуют собой. Я считаю, что государство должно лучше относиться к своему национальному достоянию. Чтобы воспитать артиста балета, надо минимум восемь лет в училище.

Государство тратит деньги, чтобы выпестовать артиста балета, а он приходит потом в театр, работает несколько месяцев, понимает, что на эти средства не выжить, и уезжает работать в гастролирующей труппе, колесить по миру и зарабатывать деньги.

Дмитрий Пимонов

Получается, что бюджет государства уходит за границу. Нужно ли это налогоплательщикам? А может, им надо, чтобы артисты балета оставались в стране? Значит, надо подумать о какой-то поддержке.

— Ваша постановка останется в репертуаре театра?

— Это зависит от директора и продюсера. Как они договорятся. Вроде сейчас даже ведутся переговоры о гастролях в других государствах с вашей труппой.

Фото Ильи Денброва. На репетиции

— Получается, эта постановка может стать трамплином для нашего театра?

— Да. Современного балета у вас не ставили давно. А надо ставить современную хореографию. Люди молодые, им надо растанцовываться. Зная другой пластический язык, они и классику будут лучше танцевать. Это всегда так. Кроме того, что это полезно для профессионального роста артистов, это еще и знаково для самого театра, который осуществил мировую премьеру постановки.

Балет будет интересен и зрителю, в том числе молодому. Мы используем 3D-мэппинг. Это ожившие картинки, достаточно абстрактные, а пластика максимально приближена к современному танцу.