Тайырбек Сарпашев о новых номерах и биометрических паспортах

10:55, 21 декабря 2015, Бишкек - 24.kg , Анара МАМЫТОВА

Жителей Кыргызстана опять ожидают новшества, главным инициатором которых выступает бывший первый вице-премьер-министр, а ныне председатель Государственной регистрационной службы Тайырбек Сарпашев. Журналист ИА «24.kg» встретился с самым креативным чиновником действующего кабинета министров.

- Вы сообщили в СМИ, что от выпуска новых автомобильных знаков Государственная регистрационная служба ожидает около 100 миллионов сомов. Поясните, что вы имели в виду: прибыль, доход или оборот?

- Если взять данные среднегодового обмена номеров, то он составляет около 200 тысяч. Совершаются продажи, перепродажи. Мы примерно подсчитали, что 100 миллионов сомов - это доход.

- А какого года данные? И уточните: 150-200 тысяч знаков или комплектов автономеров?

- Данные 2014 года (2015-й не закончился), а речь о комплектах госномеров.

- По данным таможни, в связи с вхождением Кыргызстана в ЕАЭС в 26 раз упал ввоз автотранспортных средств, и, по прогнозам, он еще уменьшится… И есть закон: когда продаешь машину, госномер передается тоже. Вам не кажется, что озвученная сумма в 100 миллионов несколько завышена?

- Есть статистика, мы прогнозировали данные на 2016 год исходя из 2014-го. Сумма может быть чуть меньше, чуть больше… Но я точно знаю, что средства будут поступать в государственный бюджет, и стоимость госномера однозначно будет ниже. Ранее их изготавливала частная компания. Согласно законодательству, цена устанавливается в сомах, не будет привязки к евро. Во-вторых, будут заложены разумные нормы прибыли, а не так, как сейчас частная компания делает. Наценку планируем сделать невысокую, около 20 процентов.

- Это будет два отдельных тендера - на оборудование и расходники?

- Пока я не ознакомился с процессом подготовки к тендеру. В любом случае считаю, что оборудование должно покупаться отдельно, расходные материалы отдельно. И оборудование на персонификацию автогосномеров стоит недорого - от 15 до 30 тысяч евро.

- А что в него входит?

- Штамповочное оборудование. И, как я ранее говорил, оно не сложнее оборудования по изготовлению пластиковых бутылок.

- Вам не кажется, что пока оборудование не сложнее, чем станок по изготовлению пластиковых бутылок, по дорогам будут разъезжать «Нураимы» и «Чики»?

- Я еще раз говорю: номер NURAIYM у нас не числится, и государство данный госномер не признает. Как и кем он изготовлен, пусть разбираются правоохранительные органы.

- Не признает государство - это одно, но машина-то с этим номером передвигалась по дорогам Бишкека…

- По крайней мере, мы сами знаем, какие номера числятся в нашей базе. Система учета жесткая, и у нас нет регистрации этого незаконного номера.

- Хорошо, а за чей счет обучение персонала работе на этом несложном оборудовании, программное обеспечение?

- Кто поставит оборудование, тот будет обучать всему.

- Этот пункт заложен в заявке? И откуда денежные средства на тендер?

- Из собственных средств.

- В частной компании зарплата гораздо больше, чем у госслужащих, и, тем не менее, номера NURAIYM, «ЧИКИ» существуют. Не кажется ли вам, что в связи с передачей функции в руки государства риск появления госномеров «КРУТОЙ», «ЛИХАЧ», «ЗВЕЗДА» увеличивается?

- После того как государству перейдет эта функция, таких случаев не будет. На сегодня у нас два варианта развития событий: или оставляем все как есть, когда государство лишается 100 миллионов сомов, и тот бардак продолжает твориться, или мы забираем персонификацию, и бюджет получает прибыль, а население - гораздо более дешевую услугу и прозрачность в процессе.

- Контракт с компанией по персонификации автомобильных номеров заключен до 2017 года…

- Наши юристы подсказывают, что в договоре нет пункта на эксклюзив, то есть пункта о том, что выпускает их только эта компания.

- Как насчет такого понятия, как упущенная компанией выгода?

- Все юридические вопросы задайте юристам ГРС.

- Еще 4 декабря вы заявили в СМИ, что тендер объявят на следующей неделе. Какова его судьба?

- На этой неделе мы обязательно объявим его, чтобы до конца марта 2016-го завезти оборудование и самим приступить к персонификации автогосномеров. Это несложное производство, повторюсь, и мы с ним справимся.

- А где можно ознакомиться с тендерной документацией? И кто войдет в комиссию?

- Тендер будет проведен максимально прозрачно. Сумма его небольшая, и всю информацию относительно него сразу опубликуют как на ведомственном сайте ГРС, так и во всех СМИ. Поверьте, теперь все тендеры будут проводиться так. И, кстати, чем дешевле будет оборудование, тем меньше заплатят автолюбители. Также у специалистов ГРС достаточно опыта, и мы гарантируем прозрачный тендер.

- Не боитесь повторения судьбы проекта «Безопасный город»?

- Там сумма была другая - несоизмеримая с нашим тендером. В нашем речь идет о 2-3 миллионах сомах (смеется).

- По поводу объединения ID-card и водительских удостоверений: а есть ли подобный опыт других стран?

- Есть. Опыт Южной Кореи… В мире немного стран, которые развиты в сфере IT-технологий именно по биометрическому направлению, но они имеют современные разработки и продолжают двигаться дальше. В этом случае очень продвинуты Япония с Кореей и некоторые европейские страны. Они имеют хорошую базу и опыт. Мы должны опираться на него и на передовые технологии.

- То есть в Южной Корее совмещены паспорта граждан и водительские удостоверения?

- Такая технология существует. Недавно по инициативе ОБСЕ наша группа специалистов посетила Южную Корею. Ранее мы изучили монгольский опыт, европейский. Нас консультируют в этом вопросе специалисты - один из Эстонии, второй из Грузии. В этих странах перелопачена целая система, они консультируют нас, вспоминая свои трудности, ошибки, просчеты, чтобы мы избежали их. Технологии движутся вперед, и в чипе в 80 килобайт на ID-card, образно говоря, можно установить «три этажа». На «первый» помещаются биометрические данные гражданина, на «втором» планируем, как только заработает система Минздрава, поместить их информацию, чтобы гражданин мог получать услуги, связанные с медициной. На «третий этаж» поместим базу ДПС, когда она будет готова. В базе ДПС будет храниться информация о нарушениях, штрафах, о том, имеет ли право водитель управлять транспортным средством. База будет готова в рамках проекта «Безопасный город». Каждое ведомство будет иметь лимитированный ключ доступа, и населению станет легче получать эти виды госуслуг. Мы же должны заботиться о своих гражданах…

- Вы говорите о 80 килобайтах, но ранее в СМИ прошла информация о встраиваемом в ID-card чипе в 80 гигабайт…

- Нет, 80 килобайт, это журналисты перепутали…

- Тогда определимся, как правильно говорить: «Единый государственный регистр населения» или «Единый государственный реестр населения». Везде по-разному пишут…

- Регистр. Работа идет. Когда у Минздрава будет готова база, мы откроем «второй этаж». То же с базой данных ДПС. И мы должны обеспечить взаимодействие всех их, связать надежным, защищенным интернет-каналом.

- ID-card регламентируется ИКАО, а водительские удостоверения - Венской конвенцией о дорожном движении…

- Эти документы не будут противоречить друг другу. В мире практика есть, и мы можем соблюсти и стандарты ИКАО, и Венской конвенции при объединении внутреннего паспорта и водительского удостоверения. Надо провести процедуру легализации, и все. Когда я говорю о совмещении, мы рассматриваем, как можно это сделать, поэтому и прорабатываем данный вопрос. У нас высококлассные специалисты, и я им верю. Народ им тоже поверил… Если они дадут заключение, что совмещение возможно, то пойти на данный шаг можно. И если это значительно облегчит жизнь наших граждан, почему бы нет?…

- Если меня остановит сотрудник ДПС на границе с Узбекистаном (а там стоят заглушки и даже мобильная связь не во всех регионах КР ловит), как ему проверить мои водительские права?

- Вот вы, вдаваясь в такие детали, хотите проект поставить под сомнение…

- Я хочу разобраться.

- Я же говорю: мы должны создать параллельно инфраструктуру с ДПС. Если они будут готовы, то мы дадим доступ, образно, ко «второму этажу» чипа.

- А если не будут готовы? Вы же видите, что происходит с «Безопасным городом»…

- Будут. Зачем подвергать сомнению то, что все равно произойдет завтра-послезавтра? Весь мир идет вперед.

Мы, Государственная регистрационная служба, должны закладывать амбициозные планы. Мы работаем исходя из тех потребностей, которые все равно произойдут. Вот вы посмотрите, что творится с ID–card.

- А что творится?

- Когда вы меняете адрес, вы меняете паспорт. Когда вы выходите замуж или разводитесь, вы тоже меняете паспорт. Это частниками было рассчитано на то, чтобы иностранные компании получали больше от обращений граждан. Теперь такого не будет. Все изменения будут актуализироваться в базе. И каждый наш шаг не должен быть на год или на два, он должен быть рассчитан на 15-20 лет, и при такой цене мы закладываем широкие возможности.

Завтра будет готов Минздрав, послезавтра - ДПС… Да, какие-то ведомства отстают, где-то неважное взаимодействие, но я оптимист и верю, что Кыргызстан в этом направлении верно движется вперед.