14:00, 28 октября 2022, Бишкек - 24.kg , Юрий КОПЫТИН
Многокилометровые очереди из фур на кыргызско-казахской границе перестали быть чем-то удивительным. Последние полгода отечественные перевозчики регулярно жалуются на искусственные препоны, которые создает казахская сторона.
Чиновники Кыргызстана обвиняют коллег из Казахстана в неисполнении ранее достигнутых договоренностей, те уверяют, что искусственных барьеров нет — на проверку отправляют не все машины, а только те, у которых отсутствуют электронные счета-фактуры на перевозимый товар.
Представители Евразийской экономической комиссии накануне прибыли на кыргызско-казахскую границу, чтобы осмотреть пропускные пункты и помочь разрешить ситуацию.
Ознакомление с процедурой проверки грузов представители комиссии начали с казахской стороны — пункта «Карасу». Днем ранее они посетили КПП «Кордай» со стороны Казахстана и кыргызстанский «Ак-Жол». СМИ Кыргызстана к осмотру «Карасу» не допустили. Журналисты остались дожидаться комиссию у въезда на «Ак-Тилек».
Спустя час ожидания комиссия вернулась на территорию Кыргызстана. От комментариев ее члены отказались, сославшись на то, что они не уполномочены делать какие-либо заявления, их цель — ознакомление с процедурами пропуска и фиксация нарушений.
Ситуацию прояснил участвующий в проверке заместитель председателя независимого профсоюза водителей-дальнобойщиков Кыргызстана Игорь Голубев.
«Главная проблема — необоснованные досмотровые мероприятия на стоянке «Барыс», которые проводит Комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана.
Есть договоренность, по которой при наличии электронной счет-фактуры на перевозимый груз машина не досматривается. Однако казахская сторона ее не соблюдает.
Комиссия лично в этом убедилась. В 9.30 без каких-либо оснований задержали следовавшую из Кыргызстана машину. Ее больше трех часов продержали на стоянке досмотра. Водителю не предъявили претензий и не предоставили никаких документов. Отпустили только после разбирательств с нашим участием», — сказал он.
По словам заместителя главы профсоюза, большегрузы из Кыргызстана могут находиться на таком досмотре от 7 до 25 дней. Как итог, предприниматели несут убытки из-за постоянных срывов сроков поставок.
«Нередко проверяющие органы Казахстана ссылаются на поломки оборудования, например, досмотрового рентгена и прочие надуманные поводы. Мы, представители бизнеса, считаем, что так Казахстан искусственно занижает конкурентоспособность наших производителей, ведет нечестную игру, используя административный ресурс», — заключил бизнесмен.
В Кыргызстане представители Евразийской экономической комиссии ознакомились с работой пункта учета товаров. Проверили журнал выявленных нарушений и его соответствие цифровым базам.
«Казахская сторона ссылается на то, что их система якобы автоматически определяет ту или иную машину, как попадающую в зону риска, поэтому они отправляют их на досмотр.
Мы попросили проверить несколько таких машин — оказалось, что это добропорядочные, законопослушные предприниматели. Никаких нарушений у них нет.
Надеюсь, что комиссия сделает выводы по этому поводу», — сказал ведущий специалист отдела тарифного, нетарифного регулирования управления торговой политики Министерства экономики и коммерции Азамат Мураталиев.
В министерстве признали: затянувшееся экономическое противостояние на границе, взаимное недопонимание и разночтения могут разрешиться сегодня только при участии третьей стороны — Евразийской экономической комиссии, которая выступает в сложившейся ситуации третейским судьей.
Ожидается, что по итогам визита комиссия составит докладную, на основании которой ЕЭК примет ряд рекомендаций для Кыргызстана и Казахстана по искоренению выявленных нарушений и искусственных барьеров.
Сколько для этого потребуется времени, неизвестно. Пока же водители отечественных большегрузов продолжают дни и ночи простаивать на границе.