12:23, 13 октября 2022, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Министерство образования и науки работает над дорожной картой по поэтапному внедрению 12-летнего образования, принятой в конце апреля. Об этом на пресс-конференции сообщила начальник управления политики школьного образования и книгоиздания Минобразования Самаркуль Умралиева.
По ее словам, работа ведется по нескольким направлениям.
«На местах проводятся обсуждения. Вы знаете, что это глобальный вопрос для республики, и очень серьезный. Анализируется ситуация — есть отдельная рабочая группа. Проводится инвентаризация законодательства, документов и школьных зданий, рассматриваются вопросы наличия материально-технической базы. Сложно, и мы спорим до сих пор, но выстраиваем концепцию создания учебников и программ.
Недавно принят новый госстандарт школьного образования, год назад приняли новый стандарт дошкольного образования. Сегодня ввиду того, что мы взяли курс перехода на 12-летку, в оба стандарта должны быть внесены изменения и дополнения или они вообще должны быть в корне изменены. В этой части работает отдельная группа людей, работа объемная», — сказала она.
Самаркуль Умралиева добавила, что параллельно рассматривается вопрос подготовки молодых специалистов, переподготовки работающих педагогов.
«Родители и общественность могут задать вопрос о нехватке кадров. Если в первый класс придут 150 тысяч детей, нужно около 5 тысяч класс-комплектов, 5 тысяч педагогов. Откуда эти учителя придут? Поэтому мы и рассматриваем вопросы подготовки молодых учителей — выпускников вузов, педколледжей. Усиленно идет работа по реформированию системы повышения квалификации работающих учителей. Рассматривается два проекта на уровне кабмина: по усилению методической помощи учителям и повышению квалификации. Со всеми министерствами и ведомствами вопрос согласовали. Единственная проблема — финансирование», — сказала она.
По словам чиновницы, рассматривается новый закон об образовании. «В действующем указаны ступени и классы: первая ступень — 1-4-е классы, вторая — 5-9-е, третья — 10-11-е классы. В новом оставили только ступени образования, без указания классов, так как рабочая группа будет рассматривать модель. То есть 1-5-е классы как начальную модель образования, возможно, 6-10-е — как базовую модель. На мировом пространстве — это базовая модель, когда ребенок достигает 15-16 лет, он должен завершить основное образование. И, конечно, до 17-18 лет завершает старшее звено. Такую модель рабочая группа разработала и мы ее будем предлагать», — отметила она.
Руководитель Кыргызской академии образования Назира Дуйшеева добавила, что у старшеклассников будут предпрофессиональные элементы квалификации. «Мы сейчас над этим работаем. Чтобы ученики обладали какими-то стабильными, устойчивыми навыками в области какой-то профессии. В принципе это не новшество. Такая практика была и во времена СССР, когда были учебно-производственные комплексы, которые посещали старшеклассники и получали навыки, а им выдавали потом соответствующие документы — свидетельства секретаря-машиниста и так далее», — сказала она.
В Министерстве образования и Кыргызской академии образования отмечают, что в следующем учебном году ввести 12-летку вряд ли получится.
Как отметила вице-президент Кыргызской академии образования Токтобубу Ашымбаева, потребуется время на разработку новых предметных стандартов, новых учебных программ, учебно-методических комплексов. «Поэтому в новом учебном году будет идти только подготовительная работа по переходу», — сказала она.
Ранее сообщалось, что переход на 12-летнее школьное образование планируется с 2023-го. О введении новой модели обучения, при которой нулевой класс будет упразднен, стало известно в начале апреля. Экс-министр образования и науки Алмазбек Бейшеналиев тогда заявил, что теперь дети пойдут в первый класс в возрасте шести лет, а не семи. Тогда, по его мнению, «мы будем соответствовать мировым стандартам».
Затем переход к 12-летнему школьному образованию отодвинули на 2024-2025 учебный год.