Как отвадить туристов от Иссык-Куля. Традиционный опыт кыргызстанского дорожника

10:00, 19 июля 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Туристический сезон в самом разгаре. Впервые за два пандемийных года в страну потянулись сотни отдыхающих из стран ближнего зарубежья. Наши чиновники всеми силами пытаются привлечь внимание желающих отдохнуть на берегу Иссык-Куля.

У дорожников задача, видимо, иная. Они делают все, чтобы отбить желание попасть на озеро.

В разгар сезона уже традиционно возобновили ремонт трассы близ Балыкчи. Хотя сделать это можно было и раньше, и в предыдущие коронавирусные годы. При этом про грунтовые дороги в любимых туристами Григорьевском и Семеновском ущельях просто забыли.

Убивайте ходовку, дышите пылью

С 13 октября 2015 года департамент дорожного хозяйства реализует проект по реконструкции трассы Балыкчи — Тамчи — Чолпон-Ата — Корумду. Общая протяженность участка — . С начала строительства выполнены работы на 4 миллиарда 617 миллионов сомов.

Строительство дороги Балыкчи — Чолпон-Ата — Корумду должны были завершить еще в 2017-м. Но и спустя пять лет ремонту конца и края нет.

Пока Кыргызстан проводил Всемирные игры кочевников, была хоть какая-то надежда на ремонт полотна. Но после 2018 года словно забыли. Но теперь, когда в республику снова потянулись туристы большим потоком, Минтранс затеял ремонт.

Ведомство заявляет, что строительные работы начались еще 25 мая. Но пик почему-то пришелся именно на турсезон. Единственный вариант проехать участок трассы не в пробке — раннее утро или ночь. Но и то, если повезет.

Даже если удача вам улыбнулась и на дороге нет сотни машин, это не гарантирует комфортной езды. Участок трассы перерыт, кругом пыль, грязь и ямы. Пока проедешь эти несколько километров, проклянешь все на свете. И абсолютно точно задумаешься, а стоит ли, вообще, такой отдых убитой ходовки и нервов?

Сами рабочие не особо торопятся что-то делать. Реконструкция идет крайне медленно. Казалось бы, если вы так заботитесь о туристах, то должны использовать весь световой день, чтобы побыстрее завершить работы. Но нет. Довольно часто можно видеть картину, когда до захода солнца еще далеко, а вся спецтехника уже выстроена на обочине.

«В выходные проехать по этому участку практически невозможно. Образуются многокилометровые пробки. Почему ремонт нужно было возобновлять с началом туристического сезона, когда тысячи людей на выходные отправляются на озеро?» — возмущены туристы.

Чиновники просят отнестись с пониманием к временным неудобствам.

Нет игр — нет дорог

Там, где дороги действительно стоило бы сделать, — так это в Григорьевском и Семеновском ущельях. В последний раз там проводились масштабные работы в 2018-м перед очередными Всемирными играми кочевников. Тогда из разбитых «грунтовок» они превратились во вполне комфортные для езды трассы. Проехать по ним можно было даже на низкой малолитражке.

Фото 24.kg. Так дорога в Григорьевском ущелье выглядела в 2018 году

Но прошло четыре года. От былого комфорта не осталось и следа. Сейчас проезд по каждому из ущелий — то еще испытание для машины. Не говоря уже о том, чтобы переехать из Григорьеского в Семеновское. Кругом те же ямы, выбоины, местами видны следы схода небольших селей и оползней.

Дороги медленно, но верно разрушаются. Ни у дорожников, ни у местных властей, видимо, нет сил и желания что-то изменить. Хотя, по сути, там много не требуется. Нужно элементарное: пройти грейдером и катком, отремонтировать мосты, где требуется.

24.kg. Так сейчас выглядят дороги в ущельях
24.kg. Так сейчас выглядят дороги в ущельях
24.kg. Так сейчас выглядят дороги в ущельях

Да, можно сказать, что горная дорога не может быть идеальной. На то она и горная. Но в эти два ущелья постоянно возят туристов. Люди оставляют здесь сотни тысяч сомов, чтобы насладиться прекрасными видами. Стоит все-таки создать и для них хотя бы минимальный комфорт.

Ложка меда

Есть, конечно, и то, за что можно похвалить местные власти и наших предпринимателей. В Григорьевском ущелье впервые за много лет появились мусорные баки. Не один-два, а десятки. Их поставили практически возле каждого кафе на протяжении всего ущелья. Вроде мелочи, но приятно видеть, что хотя бы так заботятся о том, чтобы ущелье не превращали в свалку.

Фото 24.kg. Этногородок на Кырчыне до сих пор жив только благодаря бизнесу

Стан кочевников в Кырчыне тоже порадовал. Второй год там работает этногородок. За территорией следят сами предприниматели. Поставили урны, юрты, организовали игровую зону и открыли ресторан. Да, от великолепия городка времен ВИК почти ничего не осталось. Но все-таки бизнесмены продолжают поддерживать этот участок, вкладывают в его развитие свои силы и средства. Радует, что объект не разрушается из-за чиновничьего безразличия.

В Кыргызстане создан Фонд развития туризма, который пытается развивать этот сектор в нашей стране. Но до тех пор, пока не будет координации всех министерств и ведомств, пока во главу угла не будет ставиться комфорт отдыхающих, мы так и будем только мечтать о том, чтобы заработать миллионы долларов на туристах.