14:16, 17 июня 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Около 80 организаций в Кыргызстане обращаются к президенту страны с просьбой посодействовать принятию нового закона об образовании для реальной и системной реформы.
Авторы письма отмечают, что с 21 апреля до 10 мая 2022 года был организован широкий и открытый процесс сбора и обсуждения предложений к проекту закона. Минобразования предоставило помещения, а гражданское общество организовало работу секретариата, ведение списков участников обсуждений, были открыты горячая линия и электронная почта для сбора предложений.
Все обсуждения собирались и анализировались экспертной группой. Изучались подзаконные акты, законы КР и других стран. Для членов межведомственной рабочей группы провели вебинары со специалистами из Эстонии и Казахстана. По ключевым вопросам, таким как лицензирование и аккредитация, проведен круглый стол. В результате многостороннего обсуждения и анализа выработали предложения к законопроекту, которые 15 мая 2022 года предоставили в ведомство от имени гражданского общества.
«Однако в начале июня 2022-го Минобразования без проведения каких-либо встреч, обсуждений и пояснений направило ответ с проектом закона, который показал: 95 процентов предложений не учтены. Несмотря на установленный срок (10 мая), МОиН до сих пор не провело второе заседание рабочей группы и окончательный проект закона не утвержден», — говорится в письме.
«Как показала работа в рамках рабочей группы, игнорирование и саботаж системных и качественных изменений в сфере образования, в том числе на уровне закона, исходят от некоторых отделов и управлений министерства, которые десятилетиями определяют политику Минобразования. На сегодня в МОиН один из самых высоких уровней бюрократии в стране, ставшей источником коррупциогенной практики по всей стране», — отмечают представители гражданского общества.
В письме также озвучен «результат» многолетней практики МОиН:
• низкий уровень образования по всей стране;
• самые плохие результаты в международных рейтингах (последнее место по результатам оценки PISA);
• большой разрыв в качестве образования межу городом и селом и, как следствие, неконкурентоспособные выпускники школ, профессиональных лицеев и вузов и работники с самым низким уровнем производительности труда в регионе Восточной Европы и Центральной Азии;
• рост насилия в школах, рост маргинализированной молодежи, которая влияет в целом на национальную безопасность страны и является реальной угрозой.
Гражданское общество, как и вся страна, ждет реальных качественных и системных изменений в сфере образования. Стране нужен прогрессивный закон об образовании.
«Качественных изменений в образовании возможно добиться только при введении независимой оценки качества услуг образования, ваучерной системы финансирования образования, де-бюрократизации образовательной деятельности, в том числе введении добровольной аккредитации, простой, ясной и законной процедуры лицензирования, равных условий для государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, конкурсного отбора руководителей с вовлечением местного самоуправления, прозрачности всех цифровых данных в секторе образования и других важных изменений. Садыр Нургожоевич, просим вас содействовать принятию закона об образовании», — обращаются авторы письма к главе государства.
В письме уточняется, что первое заседание рабочей группы состоялось 21 апреля. Доработать проект закона планировали до 10 мая.