11:59
USD 69.84
EUR 79.25
RUB 1.06

Про резину, соринку и бревно

Весной этого года некоторые горожане, выходя из торговых центров или других общественных мест, не обнаруживали своих авто. Когда по телефону «102» они сообщали о пропаже личного транспорта, на другом конце их просили уточнить марку машины, ее номер и отвечали, что та «отправлена на штрафстоянку по адресу»…

Подобные истории начали происходить с некоторыми горожанами в апреле 2015 года, ситуация продлилась почти до октября. Это был период так называемой принудительной эвакуации автомобилей.

Народ помочь желает

В один из весенних дней этого года к начальству Дорожно-патрульной службы Бишкека пришли несколько водителей и предложили помочь справиться с заторами на дорогах. Вернее, с водителями, которые считают: «Паркуюсь, где хочу, не гора, объедешь или подождешь».

Начальству инициатива неравнодушных горожан пришлась по душе, и уже на следующий же день, 19 апреля, между начальником ДПС столицы Зумрад Джанабаевой и гражданином Нурбеком Бийбосуновым, председателем общественного объединения «Аргымак», был «заключен договор о принудительной эвакуации транспортных средств, оставленных в неположенных местах».

Идет охота на волков

Конечно, своеобразное «государственно-частное партнерство» ДПС и эвакуаторщиков своими масштабами не впечатляло. Задача за короткий срок перевоспитать нерадивых водителей и сделать из них законопослушных «немцев» не ставилась. И не могла ставиться. Потому что на почти миллионный город с 640 тысячами единиц транспорта у частника было всего три (!) грузовых портала.

Вместе с тем, по словам руководства ДПС, карательные меры стали давать результаты. На штрафстоянки было эвакуировано 313 автомашин. Удалось облегчить движение возле центральной мечети по пятницам, возле ЦУМа, Аламединского рынка, нескольких вузов, школ и на других местах массового скопления транспорта.

Действия ДПС нашли поддержку и среди самых суровых критиков – в социальных сетях. Оказалось, что сторонников жестких мер больше, чем их противников.

В городском автохаосе, вроде, наметился путь в сторону порядка. Но в сентябре ДПС договор с «Аргымаком» расторгла. Причиной стало отсутствие положения об эвакуации авто, припаркованных в неположенных местах.

Хотели как лучше…

Сам факт, что частное лицо эвакуирует транспортные средства и взимает за это деньги, вызвал справедливые нарекания общественности.

В Законе КР «О некоммерческих организациях» прописано, что Общественное объединение относится к этой категории. А для нее извлечение прибыли не является основной целью, и доход не распределяется между членами, учредителями и должностными лицами.

Как утверждает председатель ОО «Аргымак» Нурбек Бийбосунов, «от деятельности объединения он не получил ни тыйына». По его словам, нередко были случаи, когда владельцы предъявляли им претензии за царапины или другие поломки в эвакуированных авто.

«Чтобы было ответственное лицо, с которого можно было спросить в случае чего, мы создали союз эвакуаторщиков и назвали общественное объединение «Аргымак», а когда направили письмо в Антимонопольный комитет, чтобы нам утвердили цену, то ведомство ответило, мол, такой деятельности в их реестре нет, и цену мы можем устанавливать самостоятельно», - пояснил Нурбек Бийбосунов.

С его слов, каждый водитель эвакуатора работает по добровольному патенту,  выдает квитанцию об оплате услуги стоимостью 1,209 тысячи сомов, которая выведена из расчета затрат на ГСМ, зарплату водителя и его помощников по загрузке авто.

Кстати, сам Нурбек Бийбосунов является директором штрафстоянки возле здания городского управления ДПС, и, как утверждает, эта «стоянка не имеет никакого отношения к ГАИ».

А если так?

Действиями последних заинтересовались депутаты Жогорку Кенеша и столичного парламента.

Депутат Дастан Бекешев на одном из заседаний заявил, что «существующая практика принудительной эвакуации автомобилей – это коррупция». По словам нардепа, во всем мире (видимо, глубоко изучал проблему) водитель платит только штраф, а в Кыргызстане еще и организация, которая осуществляет эвакуацию.

А один депутат городского кенеша предложил гениальное решение борьбы с таким явлением: снимать происходящее на видео, снять номера и… приглашать правозащитников! Видимо, чтобы правозащитники пристыдили нерадивого водителя и показали на весь мир его позор. Интересно, готовы ли правозащитники выезжать на каждый факт неправильной парковки и был ли случай, когда на водителя, оставившего авто там, где не положено, показывали пальцем - боже, как стыдно! - и в праведном гневе отворачивались от него?

Сам не гам и другим не дам

Впрочем, законностью действий ДПС и общественного объединения по принудительной эвакуации займутся компетентные органы.

Недавно Генеральная прокуратура предложила общественности в случае подобного факта обращаться к ним для выяснения законности действий ОО.

И как сообщили в ведомстве, граждане уже начали обращаться, правда, их не так много.

Однако видя соринку в глазу ДПС, нардепы, видимо, не замечают у себя в глазу бревна.

Так, по словам начальника столичного ДПС Зумрад Джанабаевой, пункт о принудительной эвакуации машин в числе других изменений был включен в Административный кодекс еще в 2013 году. Однако Положение к нему, являющееся подзаконным актом, парламентом так и не принято. Резина тянется вот уже три года.

Она отметила, что Дорожно–патрульная служба неоднократно обращалась с письмами в мэрию, Минтранс и другие организации с просьбой приобрести им хотя бы одну специализированную автомашину.

«Мы бы машины нарушителей бесплатно перевозили и взимали только штраф, не было бы никаких проблем, а так как у нас нет ее, мы были вынуждены заключить договор с общественным объединением», - говорит Зумрад Джанабаева.

По словам руководителей ДПС, после того, как граждане услышали о приостановлении принудительной эвакуации, снова начали ставить машины там, где вздумается.

Как рассказал заместитель начальника ДПС столицы Нурбек Молдогазиев, стоимость нового портала составляет $50 тысяч, подержанного - $25-30.

Но людям, сидящим в большом и светлом мраморном здании, легче осуждать чиновников, вынужденных идти на непопулярные меры, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию на дорогах. Им гораздо приятнее покупать на миллионы сомов себе, любимым, кресла и ковры, чем приобрести пару эвакуаторов для ДПС, чтобы призвать к порядку наглых водителей, не считающихся с остальными участниками дорожного движения.

Популярные новости
Бизнес