11:00, 22 мая 2022, Бишкек - 24.kg , Гульмира МАКАНБАЙ КЫЗЫ
Сообщения о мошеннических схемах и краже денег с электронных кошельков и банковских карт появляются все чаще. Через фишинговые сайты и посредством звонков у жертв выуживают крупные суммы. Пострадать могут и абоненты сотовых компаний, пользователи мобильных приложений, таких как CDEK и Lalafo.
Недавно у бишкекчанки с мобильного кошелька украли 4 тысячи сомов. Как это произошло, пользователь Мээрим Турганбаева написала в Instagram.
Редакция 24.kg побеседовала со специалистами отделов цифрового маркетинга банков и сотовых операторов и подготовила советы о том, как вычислить мошенников и сохранить деньги на карте и в электронном кошельке.
В Кыргызстане сейчас действуют 12 локальных систем расчетов электронными деньгами: «Элсом», Umai.kg, «Компаньон», «Илбирс», Balance, Megapay, «О! Деньги», «Аманат», Mbank Online, Namba One, «Алтын» и «Мобильник деньги». Они позволяют хранить электронные деньги и проводить безналичные платежи. Несмотря на то что онлайн-кошелек считается очень удобными инструментом безналичных расчетов, всегда необходимо помнить о безопасности их использования.
Ваши деньги пытаются украсть злоумышленники, но есть способ защитить средства.
фраза мошенников
Для защиты средств мошенники просят назвать код из смс, чтобы подтвердить операцию по защите средств. Как только вы назовете код, все средства со счета пропадут.
Введите код из смс в автоматической системе или назовите роботу, это безопасно.
фраза мошенников
Мошенники пытаются убедить, что человеческое вмешательство отсутствует и все безопасно. Но как и в предыдущем случае, деньги исчезают.
Вы небрежно обращались с персональными данными, и вот они теперь скомпрометированы.
фраза мошенников
Многие из нас грешат этим — дать личные данные ради бесплатной подписки или шаблона презентации и тому подобное, а потом благополучно об этом забыть. Зная это, мошенники используют эту универсальную фразу и получают нужную информацию по старой же схеме.
Сотовые операторы просят абонентов быть бдительными, ни в коем случае не пополнять баланс чужих телефонов при якобы ошибочных пополнениях.
В таких случаях рекомендуется обращаться по месту совершения платежа.
Ни в коем случае не вводите свои данные на сайтах, не передавайте ПИН, пароли и одноразовые коды третьим лицам.
Использование простых паролей также делает взлом злоумышленника проще.
Чтобы максимально себя обезопасить, рекомендуется использовать допустимые символы, цифры и заглавные буквы.
Чтобы не заразить вирусами свои устройства, не скачивайте сомнительные приложения и не пытайтесь сделать это по сомнительным ссылкам. Пользуйтесь только официальными магазинами AppStore и GooglePlay.
Мошенники представляются сотрудниками банка, задают отвлекающие вопросы, чтобы войти в доверие.
Сотрудники банка никогда не просят назвать полный номер карты. Эти данные нужны только мошенникам.
Никогда никому не говорите коды из sms и код CVV банковской карты (трехзначный код на задней стороне платежной карты).
В банках призывают, ни при каких обстоятельствах не передавать информацию по карте, ПИН-коды, коды от мобильного банкинга.
Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе.
Подключите мобильный банкинг и sms-оповещение. Если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по sms. Убедитесь, что сайт, на котором совершаете покупки, надежный.
Если вы подключены к услуге sms-оповещений, то при поступлении сообщения по операции, которую вы не совершали, необходимо срочно заблокировать карту.
Не разрешайте сотрудникам торговой точки уносить вашу карту в другое помещение и не выпускайте ее из поля вашего зрения при проведении операций.
В подобных случаях информация с карты при помощи специальной аппаратуры (скиммер) может быть скопирована и использована для изготовления дубликата для получения доступа к вашему банковскому счету.
Банки регулярно мониторят операции по картам, при наличии подозрений сотрудники связываются с клиентами для уточнения деталей. Однако картодержатели должны быть бдительны и придерживаться вышеуказанных советов.